Икона Неопалимая купина

Неопалимая купина (несгоревший куст) — это объект, описанный в Книге Исхода (3:1—4:17) и находящийся на горе Хореб. Согласно повествованию, куст был в огне, но не был уничтожен пламенем. В библейском повествовании, горящий куст — это место, в котором Моисей был назначен Богом, чтобы вывести израильтян из Египта в Ханаан.

икона неопалимая купина

Значение

Икона Несгоревший терновый куст (Неопалимая Купина) является «языческим» представлением о том, что нарисованная икона божественных фигур имеет силу защищать от огня. В старой России, если бы дом или здание загорелось, люди стояли бы с этой иконой лицом к огню, веря, что оно погаснет.

Икону вешали для защиты жилищ от огня. Учитывая, что деревянные строения и дома были очень распространены, а пожар представлял постоянную угрозу, неудивительно, что эта икона — «страховка от пожара» — была настолько популярна, особенно среди старообрядцев.

Сюжет иконы — это смесь событий Ветхого Завета, таких как Книга Еноха и Книга Юбилеев, особенно те части, которые относятся к ангелам, окружающим центральную фигуру Марии, держащей ребенка Христа (Спас Эммануил).

Русский стиль, который начал распространяться в конце XVI века, значительно отличается от стандартного греческого типа. Это подробная икона, часто имеет длинные и незнакомые надписи.

При обсуждении иконографии этой иконы следует иметь в виду, что существуют вариации от примера к примеру, как в рисунках, так и в надписях. Обычно они имеют одни и те же значения. Разные художники могут расположить фигуры по-разному и варьировать надписи в соответствии с доступными им моделями и в соответствии с их собственным пониманием. А художники иногда совершали ошибки.

икона неопалимая купина

Икона состоит из образа Марии и Младенца Христа (Спаса Эммануила), расположенных в ярком круге, в центре сине-красной восьмиконечной звезды, символизирующей не только Восьмой День Творения, но и Божественность в её двух проявлениях — свете и тьме — в том, что открыто и что является тайной («Божественная Тьма»).

Богоматерь окружена ангелами, как в голубом четырехугольнике, так и во внешних «лепестках», которые образуют вытянутую простую розовую форму. В четырех углах находятся сцены Ветхого Завета, считающиеся прообразами Марии.

Итак, что является в иконе главным? Начнём с заглавной надписи иконы:

надпись1

Отделим слова, переведём их на современный язык. Надстрочные («написанные выше») буквы будут заключены в скобки, а опущенные буквы будут добавлены в квадратные скобки.

  • ОБРАЗ — «ИЗОБРАЖЕНИЕ»
  • НЕОПАЛИМЫЯ — «НЕСГОРЕВШАЯ»
  • КУПИНЫ — «ТЕРНОВЫЙ КУСТ»
  • ПРЕС(ВЯ) ТЫЯ — «ПРЕСВЯТАЯ»
  • Б[ОГОРО] (Д) [И] ЦЫ  — «БОГОРОДИЦА»

Все вместе они дают нам: ОБРАЗ НЕОПАЛИМОЙ КУПИНЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ, или, говоря более современным языком, «образ Несгоревшего Тернового Куста Пресвятой Богородицы».

Теперь о самой иконе. Начнем с центрального круга.

богоматерь-с-иконы-купина

Большая фигура, очевидно, Мария, как указано в аббревиатуре MP ΘΥ «Meter Theou» над ней, что означает «Матерь Божья».

Она держит Спаса Эммануила, ребенка Иисуса, как указано в аббревиатуре IC XC (Иисус Христос) над его головой. В левой руке он держит свернутый свиток, а правой благословляет.

На груди Марии — уменьшенное изображение Иисуса в одеянии епископа, «Великого первосвященника». Он над скалистым холмом. Этот образ символизирует небесный Иерусалим, в котором Христос является великим Первосвященником в храме.

На левом плече Марии — еще одно увенчанное изображение, но в красном цвете. Это Иисус как «София, Мудрость Божия». В этом облике он изображен ангелом с красным лицом.

Под правой рукой Богоматери лестница. Это один из ее символов. В акафисте есть слова «радуйся, Небесная Лестница, по которой Бог спустился». Таким образом, Мария символизирует «лестницу», которая дала жизнь Христу, что означает приход его с небес на землю.

Теперь мы посмотрим на четверых в красном четырехугольнике. Они являются символами четырех евангелистов.

евангелист-матфей

Первый, в виде ангела с книгой, это евангелист Матфей, он держит в руках Евангелие.

евангелист-марк

Второй — Евангелист Марк. Он изображен в виде орла, держащего свое Евангелие.

евангелист-лука

Третий — евангелист Лука. Он изображен в виде быка и держит свое Евангелие.

Евангелист-Иоанн

И четвёртый — Евангелист Иоанн.

Теперь перейдем к менее знакомым фигурам — ангелам в голубом четырехугольнике звезды.

синяя-звезда1

Во-первых, это многокрылый ангел. Традиционно Серафим окрашивается в красный цвет, а херувим — в синий, но некоторые художники не следуют этому строго, и на этой фигуре нет надписи. Но мы предположим, что это Серафим, из-за огненной природы этой иконы.

синяя-звезда-2

Надпись на этих двух «синих» ангельских фигурах гласит  — «дух бури, Ангел ветра».

синяя-звезда-3

Этот ангел, в нижней части голубого четырехугольника определяется надписью  — «Ангел Господень — приносит молитвы и кадило перед Богом». Некоторые считают его «Ангелом непрестанной молитвы».

Последний ангел в голубом четырехугольнике — вот он:

синяя-звезда-4

Надпись гласит: «И облаком, Ангел радуги».

Теперь перейдем к ангелам во внешних «лепестках» мандалы. Во-первых, верхний левый:

зеленый-четырехугольник1

Надпись гласит: «Творят Ангелы своё служение снегу и инею». Вы заметите еще одну красную надпись над головой «зеленого» Ангела, но мы разберемся с этим позже.

сердечко-2

Надпись здесь гласит: «Дух силы, Ангел росы и мглы».

сердечко-3

Надпись — «Дух силы, Ангел творит иней и лёд — давая всем спасение».

сердечко-4

Надпись — «Дух благочестия, Ангел мести врагам, подносящий чашу горя».

сердечко-5

Надпись  — «Дух разума, Ангел, пробуждающий ото сна».

сердечко-6

Надпись: «Ангел испепеления, который будет праведно судить за дела».

сердечко-7

Надпись гласит — «Дух страха Божия, Ангел грома и молнии, и страшное показывает [Второго] Пришествия»

сердечко-8

Надпись — «Дух премудрости, Ангел горящего огня, который возвещает будущее настоящего века».

Теперь мы вернемся к слову, которое упоминали ранее на верхней фигуре. На самом деле есть несколько таких слов. Они широко расположены по внешнему краю «розы». Чтобы понять их значение, мы должны собрать их:

надписи

Сложив всё вместе мы получим Послание к евреям 1:7:

Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь.

Существует ряд апокрифических источников, объясняющих это представление об ангелах, контролирующих погоду и стихии, но одним из наиболее очевидных является Книга Юбилеев, Глава 2:

И Ангел лица сказал Моисею по слову Господа, говоря: «Напиши все повествование о творении, как Господь Бог совершил в шесть дней все Свои произведения, которые Он сотворил, и в седьмой день соблюдал субботу, и освятил ее на все века, и утвердил ее в знамение для всех Своих творений».

Ибо в первый день Он сотворил небеса, которые вверху, и землю, и воды, и всех духов, которые Ему служат, и Ангелов лица, и Ангелов прославления, и Ангелов духа огня, и Ангелов духа ветров, и Ангелов облачных духов мрака, и града и инея, и Ангелов долин, и громов и молний, и Ангелов духов холода и зноя, зимы и весны, осени и лета, и Ангелов всех духов Его творений на небе, и на земле, и во всех долинах, и духов мрака и света, и утренней зари, и вечера, которые Он приготовил по предвидению Своей премудрости. И тогда мы увидели Его произведения, и прославили Его, и восхвалили Его за все произведения Его, ибо семь великих произведений Он сотворил в первый день.

Можно видеть, что части этой иконы имеют большое отношение к огню, горению и молнии, а также к морозу, льду, дождю и облакам. Когда сочетаешь их с «огненными» атрибутами Марии, нетрудно понять, как возникла вера в то, что эта икона может управлять стихиями и подчинять огонь.

Теперь давайте посмотрим на прообразы Марии в четырех углах иконы:

купина-верхний-левый-угол

Надпись гласит: «Я видел куст, горящий огнем и не сгорающий; Господь сказал о кусте: Сними обувь с ног Твоих, ибо это место, на котором ты стоишь, Свято.”

Мы видим, как Моисей, преклонив колени, чтобы снять обувь, смотрит на горящий куст, в котором видна Мария в Знамении с Младенцем Иисусом. Слева от куста ангел. Этот образ означает, что горящий куст Моисея был прообразом Марии, которая во время беременности Иисуса была наполнена огнем божества, но не была уничтожена.

Событие зафиксировано в Исходе 3:

1 Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву.

2 И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает.

3 Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает.

4 Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я!

5 И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая.

купина-правый-верхний-угол

Надпись гласит: «Отрасль от корня Иессея, и цветок из него — Христос».

То, что взято из Исаии 11, считается предсказанием Иисуса в Восточном православии:

1 И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его;
2 и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия;
3 и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела.

Этот образ «Отрасли Иессея» иногда заменяется образом губ Исайи, очищаемых огнем угля, взятого с алтаря Серафимом. (Исаия 6:5-7); Мария считалась очищенной, будучи беременной «огнем Божьим».

купина-правый-нижний-угол

Надпись:  «Иаков спал и видел лестницу, установленную на земле, верх которой достигал неба, и Ангелы Божии восходят и нисходят по ней».

Это исходит из Бытия 28:12:

И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней.

Эта лестница в Восточном православии считается прообразом Марии, «лестницей», по которой Христос спустился с небес на землю. В Акафисте сказано: «радуйся, Небесная лестница, по которой Бог спустился».

купина-левый-нижний-угол

Надпись гласит: «Иезекииль видел на востоке закрытую дверь; никто не проходит через нее, кроме Господа Бога Израилева.”

Эта надпись из Иезекииля 44: 1-2:

1 И привел он меня обратно ко внешним воротам святилища, обращенным лицом на восток, и они были затворены.
2 И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены.

Закрытая дверь — тоже прообраз Марии, «Дверь Торжественной Таинственности» в Акафисте. Это символизирует вечную девственность Марии при рождении Иисуса.

Существуют вариации Неопалимой Купины. На некоторых иконах показана только центральная фигура Марии и ребенка на звезде с изображениями четырех евангелистов вокруг них. Более поздние вариации показывают Архангелов вместо Ангелов погоды и Апокалипсиса.

О чём молятся перед иконой

Лику Святой Богородицы на иконе Неопалимая Купина молятся чаще всего в следующих случаях:

  • для сохранения жилища о огня, молнии, природных катаклизмов;
  • исцеления недугов;
  • для помилования грехов.

Образу Богородицы молятся против пожара. И буквально и относительно. Она тушит гневный пламень сердец наших, друг против друга. Теперь, когда мы горим не пламенем горячей веры, а пылаем, огнем пожара и злобы.

Молитва

О, Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа!

Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою и пречестною иконою Твоею, еюже дивны и преславны чудеса содеваеши, от огненнаго запаления и молниеноснаго громе жилища наша спасавши, недужныя исцеляеши и всякое благое прошение наше во благо исполняеши.

Смиренно молим Тя, всесильная рода нашего Заступнице, сподоби ны немощныя и грешныя Твоего Матерняго участия и благопопечения.

Спаси и сохрани, Владычице, под кровом милости Твоея Церковь Святую, обитель сию, всю страну нашу православную, и вся ны припадающия к Тебе с верою и любовию, и умиленно просящия со слезами Твоего заступления.

Ей, Госпоже Всемилостивая, умилосердися на нас, обуреваемых грехами многими и не имущих дерзновения ко Христу Господу, просити Его о помиловании и прощении, но Тебе предлагаем к Нему на умоление Матерь Его по плоти: Ты же, Всеблагая, простри к Нему Богоприимнии руце Твои и предстательствуй за нас пред Благостию Его, просяще нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины, и добраго ответа на страшнем Суде Его.

В час же грознаго посещения Божия, егда огнем возгорятся домы наша, или молниеносным громом устрашаеми будем, яви нам милостивное Твое заступление и державное вспоможение: да спасаеми всесильными Твоими ко Господу молитвами временнаго наказания Божия зде избегнем и вечное блаженство райское тамо унаследуем: и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепное Имя поклоняемые Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие, во веки веков.

Аминь.

Видео, в котором раскрываются тайны Неопалимой Купины:

Добавить комментарий