Икона Богородицы Неупиваемая чаша

Русские иконы — это, по большей части, копии первообразов, появившихся в разное время и в разных местах. Некоторые источники очень старые, другие — сравнительно новые. Поэтому иконопись — это не вопрос оригинальности, а скорее вопрос воспроизведения существующего образа. Могут быть тысячи и тысячи копий популярного образа. Эти копии следуют той же общей схеме, что и оригинал, который мы можем назвать типом. Иконы Марии, называемые Богоматерь — были особенно популярны, поэтому существуют сотни различных типов изображения.

Неупиваемая чаша 1 икона

Значение

Самые популярные из этих типов стали таковыми потому, что оригиналом считалась чудотворная икона. Существует много историй и легенд о чудесах, связанных с иконами Марии. Таким «силовым» образам уделено больше внимания, чем обычным иконам. Это объясняет большое количество копий, сделанных из них.

Несмотря на то, что оригинальная икона Богоматери, возможно, считалась «чудотворной», этого нельзя сказать обо всех копиях, сделанных с неё. Если, конечно, конкретный экземпляр этого типа не начинал творить чудеса сам по себе. Затем, как ни странно, он иногда получал собственное название, отличавшееся его от первоначального первообраза.

Есть интересная икона, которая стала появилась во второй половине 19 века — икона Божией Матери, известная как Неупиваемая чаша.

Неупиваемая чаша икона

Сейчас известно два интересных факта об этой иконе. Во-первых, в отличие от «нео-традиционного» стиля, показанного выше, популярные копии обычно окрашены в прозападном стиле — более реалистичный, заимствованный из западноевропейской живописи, особенно с 1600-х годов, Русской Государственной Церковью. Этот стиль отличается от стилизованной и более абстрактной традиционной манерой, предпочитаемой старообрядцами, которые отделились от Государственной Церкви в России. Версия, показанная выше, в настоящее время почитается в Высоцком монастыре в Серпухове. Это не оригинал, который был утерян в 1929 г.

Второй интересный факт заключается в том, что Неупиваемая чаша визуально связана с двумя другими типами икон. Верхняя часть, изображающая Марию с воздетыми руками и Младенца Христа (Иммануила) перед ней, что фактически является «знамением» Божией Матери. Нижняя часть иконы с телом младенца Христа в евхаристической чаше, относится к Никейской Божией Матери, которая также называется «Бысть чрево Твое святая Трапеза».

Сейчас существуют молитвы для отдельных чудотворных икон Марии. В Канон Пресвятой Богородице пред иконой «Неупиваемая Чаша» мы нашли бы последнюю «Никейскую» ассоциацию, даже если бы мы не узнали её визуально.

Кондак, Глас 6 начинается: «Бысть чрево Твое святая Трапеза…»

Эти слова означают, что во время беременности Иисусом чрево Марии стало «святым столом», то есть алтарем. Это относится к алтарному столу в Восточном Православии, на который положен евхаристический хлеб, считающийся телом Иисуса — Агнцем Божьим.

Есть несколько икон Божьей Матери с определенной «популярной» целью. Одна, например, используется в попытке облегчить роды, другая — для защиты от огня. Неупиваемая чаша помогает алкоголикам, желающим отказаться от своего пристрастия.

Легко понять, как возникла эта ассоциация с выпивкой. В иконе есть (евхаристическая) чаша/кубок. В ней младенец Иисус. На чаше видна церковнославянская надпись:

АЗЪ ЕСМЬ ЛОЗА ИСТИННАЯ

Это значит «Я — истинная виноградная Лоза…» (взято из Иоанна 15:1).

Ассоциация с вином, выпитым из чашки, расширена за счёт исключения из фразы слова «виноградная» для включения в образ всех алкогольных напитков. И таким образом, этот образ стал иконой «антиалкоголизма», которая, как полагают, обладает удивительной силой. За последние несколько десятилетий было сделано большое количество копий, и они рекомендуются тем, у кого проблемы с алкоголем.

neupivaemaya_chasha_1

История

Икона имеет, как и большинство чудотворных икон, интересную историю происхождения. В агиографии икон Божией Матери одна из важных дат — Явление иконы. Под Явлением не подразумевается время, когда икона была впервые создана. Это означает время, когда та или иная икона впервые начала творить чудеса — ее проявление в виде чудотворного образа.

Солдат

Явление «Неупиваемой чаши» произошло в 1878 году. Один бывший солдат Ефремовской дивизии Тульской губернии был сильно пьян. Он пропил всю свою пенсию и даже потерял большую часть имущества из-за алкоголя. Ему стало так плохо, что даже ноги отнялись. А он все пил и пил. Потом ему приснился странный сон.

Ему явился старец в схиме (монашеской рясе с капюшоном) и сказал:

Поезжай в город Серпухов, в монастырь Божией Матери. Там есть икона Богоматери «Неупиваемая чаша». Соверши перед ней молебен и будешь здоров духом и телом.

Страдающий солдат, не способный ходить, не говоря уже о таком долгом пути, без денег и посторонней помощи, не сделал того, что велел ему старец. Тогда он явился ему во втором сне, но тот опять не слушал. Наконец старец пришел в третий раз во сне и заговорил с ним так угрожающе, что солдат, наконец, вышел на дорогу, ползя по грязи, как мог.

Исцеление

В конце концов он добрался до деревни, где переночевал, и там встретил добрую старуху, которая растёрла ему ноги и уложила на печку. В ту ночь он почувствовал приятное ощущение в ногах. К утру солдат обнаружил, что может стоять на своих все еще слабых ногах. Он остался там и к следующей ночи почувствовал себя еще лучше.

Он снова отправился в Серпуховский монастырь, на этот раз с палкой. Так, ковыляя, он дошел до города Серпухова и до монастыря. Но когда он попросил молебна перед иконой «Неупиваемая чаша», никто не понял, о чем он говорит. Никто никогда не слышал о такой иконе. Но, оглядевшись, кто-то нашел в боковом проходе икону и заметил, что на обороте ее надпись: «Неупиваемая чаша». Солдат понял, что старцем, явившимся ему во сне, был Варлаам, который был основателем монастыря в четырнадцатом веке. «Вновь обретенную» икону внесли в церковь и перед ней провели молебен.

Что ж, излишне говорить, что бывший солдат-алкоголик ушел исцеленным, как и заканчиваются все подобные истории. Затем новость об этом событии распространилась по всему миру, толпы стали приходить молиться перед образом, были сделаны копии, и был написан новый акафист (длинная форма молитвы), составленный специально для этой иконы.

Первообраз этой иконы — по крайней мере той, которая связана с этой историей, — как говорят, был сожжен вместе с другими иконами в 1929 году, при коммунистах. Возрождение почитания этой иконы — в виде копий, написанных в различных стилях — началось в 1980 году. Те, кто начал изучать иконы до этой даты, вероятно, никогда не слышали о ней, потому что сегодня она известна православным лучше, чем когда-либо раньше, когда её почитание было локализовано в Серпуховской области.

Видео о тайне иконы «Неупиваемая чаша»:

Комментарии
  1. nabuto1987

    История иконы «Неупиваемая Чаша» берёт начало от Никейской иконы «Бысть чрево Твое Святая Трапеза», которая прославилась в 304 году, во время осады Амиром города Никеи, находящегося в Малой Азии

Добавить комментарий