Икона Бориса и Глеба

Борис и Глеб — святые князья-страстотерпцы, первые русские святые. Их почитали на Руси и всегда любили русские люди. Храмами и монастырями, им посвященными, обильна русская земля. Они приняли мученическую смерть не от рук гонителей христианства, а от единоверцев и их мученический подвиг состоит в беззлобии и непротивлении врагам.

icon_boris_i_gleb

Описание

Икона написана в середине XIV столетия московскими мастерами. Это одно из первых творений русских иконописцев. В их работах того времени прослеживаются византийские иконные особенности. В иконе святых князей чувствуется рука первоклассного мастера. Икона имеет необычную вытянутую форму. Вероятно писалась для расположения на столпе храма.

Святые изображены в виде воинов-всадников, держащих в руках копья. Борис и Глеб, как бы выступают в поход на помощь Московскому князю в его ратных делах. Скачущие в ногу кони святых не ступают по земле, а парят над ней. Иконописец изображает полет святых воинов над землёй, ибо они принадлежат небу, но не земной тверди.

История

Князья Борис и Глеб были первыми русскими святыми, прославленными в лике в 1078 году. В чём же их святость?

Перенесемся мысленно в 1015 год. Близится к концу княжения святого равноапостольного князя Владимира — крестителя Руси. Христианству на Руси ещё немного лет и ещё сильны нравы и обычаи языческих времен. Брат восстаёт на брата, сын на отца. Нередки распри между княжескими родами и даже внутри одного рода. Набеги соседних народов и кочевых племен тревожат русскую землю.

И вот вновь пришла весть о набеге печенегов. Пораженный недугом князь Владимир посылает против них своего сына Бориса. Юному князю было тогда немногим более 20 лет. Борис был любимым сыном князя Владимира и именно ему хотел он оставить престол.

ikona-Borisa-i-gleba

Как раз в то самое время, когда Борис находился в походе против печенегов, равноапостольный князь Владимир умирает в Киеве. Власть коварно захватывает старший сын Владимира — Святополк. Он осознавал, что Борис для него опасен. Как отстоять захваченную им власть? А Борис уже возвращался во главе большого войска.

Казалось бы он мог легко победить Святополка и забрать власть (его войско насчитывало 8 тыс. человек). Но юный князь Борис живёт уже иным пониманием жизни. Он христианин, он не может поднять руку на брата. В молитве обретает он убежденность — не подниму руку на брата своего, да ещё старшего, которого мне следует почитать за отца.

И поразительно — Борис во сне получил предупреждение о ждущей его смерти. Она представилась ему в виде страшного чёрного зверя. Но он всё же отпускает дружину. И подосланные Святополком убийцы совершают своё чёрное дело. Князь Борис был убит во сне, после вечерней молитвы.

ubijstvo-Borisa

Князя Глеба, который в это время был в Муроме, Святополк решил обманом заманить в Киев. Он скрыл от брата смерть отца, наказав гонцам сообщить:

Иди скорее, отец зовет тебя, он очень болен.

Глеб был предупреждён о злодействе Святополка, но всё же он отправился навстречу своей гибели. Подосланные убийцы расправились с младшим сыном князя Владимира, когда он плыл на ладье по Днепру. Тело князя было брошено между двух колод и долгое время оставалось ненайденным.

Огненное знамение и ангельское пение указало людям, где находятся останки князя-страстотерпца. Мощи святого были обретены нетленными через 4 года после злодейского убийства и погребены в одной могиле с Борисом.

ubijstvo-Gleba

Злодейство не помогло Святополку. Он после жестокой борьбы был принужден к бегству прибывшим из Новгорода Ярославом, получившим позднее прозвище «Мудрый».

В чём же явилась святость Бориса и Глеба? Ведь они пострадали как будто не за веру, а за обычные для того времени политические распри. Но нет. Именно за веру, за ту новую для своего времени убежденность, что грехом преступления, убийством, нельзя утвердить справедливость на земле.

Христос-спаситель заповедал:

Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас.

И Борис, зная о готовящемся злодеянии, молится:

Сподоби меня, Боже, принять страдание это, не от врагов, но от брата моего. Не поставь ему, Господи, сего в вину.

И также смиренно встречает свою смерть младший брат его, Глеб. Это был истинный подвиг веры. Это было проявление совершенно нового, невиданного для того времени воззрения на мир.

Святополк умер позорный смертью, погубил свою душу и на все времена был проклят прозвищем «Окаянный». Так было и так будет всегда. Торжество зла — есть временная видимость. Зло может восторжествовать на какое-то время, но оно всегда обречено перед лицом вечности. Святые князья Глеб и Борис в сознании православного народа навеки останутся победоносными войнами, несущими гибель всякому злому делу.

Где находится

В наше время икону можно встретить в немногих церквях России. Икону можно найти в Великом Новгороде, в Борисоглебовском храме. Также святыню можно встретить в Коломенской Борисоглебовской церкви, в монастыре Рождества Богородицы Фарапонтова и в Спасо-Ефросиниевском монастыре в Полоцке.

Церковь Бориса и Глеба в Плотниках
Церковь Бориса и Глеба в Плотниках

В чём помогает

Святых называют заступниками земли Русской. Раньше Борис и Глеб считались небесными помощниками русских князей. Немало побед было одержано в честь их имени и благодаря их помощи — победа Рюрика над Кончаком, Александра Невского над шведами в Невской битве и др.

Старинные летописи также полны рассказов об исцелении возле гроба святых князей. Особенный акцент на этом сделан в свидетельствах XII века.

Молитва

О двоице священная, святые страстотерпцы Борис и Глеб, от юности Христу верою чистою и любовью послужившие, и кровьми своими, яко багряницею, украсившиеся, и ныне со Христом царствующии!

Будите нам теплии заступницы, оградите всех нас от всякия скорби, озлобления и внезапной смерти.

Молим вас, христолюбивые страстотерпцы, споспешествуйте державе Российстей в победе на сопротивныя, якоже некогда благоверному князю Александру Невскому.

Да несут Российские воины страх врагом и мир земли нашей, да тихое житие поживут людие во всяком благочестии и прославляют Бога Отца и Сына и Святаго Духа.

Аминь.

Видео, где протоиерей Андрей Ткачев рассказывает о русских страстотерпцах:

Добавить комментарий