Икона святого Христофора с собачьей головой — святой, которого никогда не было

Некоторые святые в православном календаре никогда не существовали, или же их существование было настолько искажено и выдумано, что их уже не узнать. Среди них есть и мученик Христофор, который на иконах изображён в довольно необычном образе.

Этого святого традиционно изображают с головой собаки или лошади. Православным христианам он практически неизвестен, т. к. встречается довольно редко. Был ли когда-нибудь настоящий Кристофер под любым именем, с собачьей головой или без нее?

икона святого Христофора с собачьей головой
Икона неизвестного иконописца, 17 век

История

Согласно восточной традиции, этот святой жил в третьем веке и звали его Репрев. Происходил он из области Мармарика, что в Ливийской пустыне. В одном из боев его захватили в плен римские солдаты. После этого он служил у римлян в специальном подразделении, состоящем только из берберов. Этот человек был огромного роста и ужасающего поведения, он был кинокефалом (с пёсьей головой), как и все представители его племени.

По другой легенде, появившейся на Кипре — святой был очень красив. Желая избежать искушений и беспокоивших его женщин, Кристофер молился Богу, который в ответ на эту молитву сменил ему голову на собачью.

Более вероятен, конечно, первый вариант. Видимо, он был очень страшен собой, отчего его и ассоциировали с собакой.

Как и большинство святых того времени, Христофор успешно проповедовал, за что и поплатился жизнью. Император приказал бросить мученика в раскалённый медный ящик. Однако святой не испытывал страданий и остался невредим. После многих жестоких истязаний мученику наконец отсекли голову мечом.

В западном христианстве

В западнохристианской иконографии святого, имя которого буквально переводится как «Христоносец», изображают как великана, несущего на своих плечах Младенца Христа. В «Золотой легенде» — своде житий XIII века, составленном доминиканским монахом Иаковом Ворагинским, сказано, что Христофор — тогда еще носивший другое имя — работал на речной переправе. Когда он однажды переносил через реку ребенка, то ощутил невыносимую тяжесть, будто держит весь мир. Оказалось, что великан несет не только мир, но и Того, Кто его сотворил. В виде ребенка Христофору явился сам Христос.

Христофер переносит младенца Христа

Золотая легенда гласит:

В третий раз его позвали, и он пришел туда, и нашел ребенка у реки, которая благосклонно молила его нести его над водой. И тогда Кристофер поднял ребенка на плечи, взял посох и вошел в реку, чтобы пройти.

И вода реки поднималась и набухала все больше и больше; и ребенок был тяжел, как свинец, и по мере того, как он шел дальше, вода увеличивалась и росла все больше, и ребенок становился все тяжелее и тяжелее, так что Кристофер испытывал большую боль и боялся утонуть.

И когда он с великим трудом спасся, и прошел мимо воды, и посадил ребенка на мель, он сказал ребенку: Дитя, ты подвергаешь меня большой опасности; ты весишь почти так же, как весь мир на мне, я не мог бы нести большего бремени. И дитя ответило: Кристофер, не удивляйся ничему, ибо ты не только вынес на себе весь мир, но и ты вынес на своих плечах того, кто сотворил и сотворил весь мир.

Я Иисус Христос Царь, которому ты служишь в этой работе. И так как ты знаешь, что я говорю правду, положи свой посох на землю у дома твоего, и ты увидишь завтра, что он принесет цветы и плоды, и скоро он исчезнет из глаз его. И тогда Кристофер опустил свой посох в землю, и когда он встал утром, он нашел свой посох похожим на Пальмир, несущий цветы, листья и даты.

Традиция изображения Христофора как высокого мужчины с младенцем в западной средневековой скульптуре, книжной миниатюре, а также живописи более позднего времени устойчива.

В восточном православии

В православии Христофор часто изображается псоглавым. При этом указывается, что этот облик, как и происхождение святого из страны кинокефалов, следует понимать как символическое указание на его грубость и свирепость в период пребывания язычником.

Самым ранним сохранившимся Восточно-православным образцом иконы Христофора собачьей головы, по-видимому, является это керамическое изображение с латинскими надписями из Македонии, изображающее его со Святым Георгием, поражающим змия.

изображение Христофора из Македонии

В русской иконописи изображения святого Христофора в собачей головой известны со второй половины XVI века. В России голова Кристофера иногда более похожа на голову лошади, чем собаки.

изображение Христофора с головой лошади

Старинное руководство русских живописцев описывает, как он должен быть нарисован:

И святой мученик Кристофер: собачья голова, в доспехах, в руке крест, а в другой меч в ножнах; верхняя одежда киноварь с белым, под зеленым.

В другом месте написано:

Кристофер: молодой человек, как Димитрий Фессалоникийский, одежда карминная, под зеленым, в руке свиток: «Господь Всемогущий, где почтена память моя и хвала Тебе, спаси их от греха и не суди их.»

Откуда появилась пёсья голова?

Версии сложения столь экзотической иконографии Христофора-киноцефала (псоглавца), в основном, связаны с предположением, что какое-либо его прозвище было истолковано ошибочно.

Варианты прозвища

  • От географического названия: местность Киноскефалия — возвышенность в Фессалии.
  • От слова «cananeus» («хананит»), которое могло быть истолковано как «собачий».
  • Описание ужасной внешности — «звероподобный» могло быть воспринято буквально.
  • Ещё один вариант: сравнение с символом верности — собакой постепенно переросло в объединение образа с символом. Проводятся параллели с опричниками Ивана Грозного(действительно каждый из них был «всадником с собачьей головой») и т. п.

Ещё одна версия гласит, что образ псоглавца пришёл из коптской христианской живописи, на территории которых оставались следы почитания псоголового Анубиса.

скульптура Анубиса в Риме
Анубис: Музей Ватикана, Рим

Также существует представление о Христофоре, как представителе племени «псоглавцев» — собакоголовых людей, описание которых достаточно часто встречается с античных времён.

Запрет изображения собачьей головы

Иконы Христофора «с песьею главою» вместе с некоторыми другими «спорными» иконографическими сюжетами были официально запрещены распоряжением Синода от 1722 г. как «противные естеству, истории и самой истине».

С XVIII в. Христофор изображается только в образе человека. После запрета его стали изображать одетым, как римский солдат.

Известны переписанные изображения с записанной собачьей головой. Старообрядцы продолжали (и до сих пор продолжают) почитать Христофора-кинокефала, а запрет «господствующей церкви» лишь подтвердил и усилил это почитание. Свияжская иконописная традиция изображает Христофора не с собачьей, а с лошадиной головой.

Большинство старинных изображений псоголового Христофора было уничтожено или записано. Помимо фрески в Успенском монастыре города Свияжска, существует фреска в Макарьевском монастыре, а также в Ярославле в Спасском монастыре.

зарисованная собачья голова Кристофера

Иконы Христофора сохранились в Череповце (художественный музей), в Ростове, а также в Перми, Егорьевском историко-художественном музее.

Икону Святого Христофора с песьей головой можно увидеть в Московской старообрядческой церкви Покрова, Московском Кремле (Архангельский собор), в ярославском Сретенском храме, в Третьяковской галерее. Сохранились также скульптуры. Одна из них хранится в соборе Парижской Богоматери. Большинство подобных икон было уничтожено в период иконоборчества.

Кристофер и мученица Софья

В следующем примере Кристофер «собачья голова» изображён в римских доспехах, с мученицей Софьей и тремя ее дочерьми — Верой, Надеждой и Любовью.

Кристофер и София икона
Источник: Zoetmulder Ikonen: russianicons.net

Каждый держит крест мученичества. Два святых по краям — Екатерина и Марфа. Христос благословляет из облаков наверху.

Иконы с изображением святого Христофора вместе с Софией и ее дочерьми встречаются на удивление часто. Причина этого, как говорят, в том, что для старообрядцев эти святые означали настойчивость и упорство перед лицом гонений и мучений. Кристофер также, как полагали, защищал от внезапной смерти.

Запрещение «Святым Синодом» в 1722 году упрямого Христофора лишь подтвердило старообрядцам их мнение о том, что государственная церковь стоит на стороне Антихриста. Потому они еще крепче вцепились в иконы Кристофера «собачья голова», продолжая рисовать и поклоняться им, даже когда они исчезли из иконографии государственной церкви.

Вот еще один пример с тем же совмещением Кристофера с Софией и ее дочерьми.

Икона София с дочерьми и Христофер
Источник: Zoetmulder Ikonen: russianicons.net

Покровитель Кристофер

Кристофер считался покровителем путешественников. В 1960-е годы сёрферы и другие спортсмены носили маленькие круглых серебряные и эмалевые медали Святого Кристофера. Теперь они являются предметами коллекционирования.

Святой Христофор был удален из Римско-католического календаря святых в 1969 году. Но он по-прежнему находится как великомученик Кристофер в календаре Восточной Православной Церкви, 9 мая.

 

Добавить комментарий