Архангел Михаил и Гермес

Что общего у этого привлекательного юноши и Архангела Михаила?

Гермес в музее ватикана
Музей в Ватикане

Когда христианство заменило старых греко-римских богов, Михаил со временем взял на себя обязанности этого молодого человека сверху — бога Гермеса/Меркурия — в качестве проводника души в загробный мир.

Термин для такой личности — психопомп, от греческого «психопомпос», что означает «проводник души». Таким образом, и Гермес, и Михаил выполняют роль психопомпов. Еще до Гермеса в Древнем Египте такую же функцию выполняли Анубис и Упуаут. Таким образом, меняются имена, но концепция остается.

Часто под Архангелом Михаилом изображается человек. С одной стороны, это может быть Дьявол, чья форма может варьироваться от человекоподобной до человека с «крыльями летучей мыши» и т. д., до чудовищного внешнего вида, как на этой русской иконе 18 века.

Архангел Михаил икона

С другой стороны, человек под Михаилом может представлять собой умирающего или умершего человека, возвращаясь к роли Михаила как психопомпа, как на этом греческом образце XVII века:

Архангел Михаил икона 2

Михаил стоит на мужском теле, его глаза закрыты смертью:

человек под архангелом михаилом

Над телом находится следующая надпись:

надпись на иконе архангела михаила

Она звучит:

Φρήξον ψυχή μου τα ορώμενα

Это сокращенная версия этой фразы:

Φρήξον ψυχή μου τα ορώμενα, φρήξετε πάντες αδελφοί το πικρόν ποτήριον του θανάτου

«Дрожи, душа моя, от этого зрелища, дрожите все, братья, от горькой чаши смерти»

Если мы посмотрим на поднятую вверх левую руку Михаила, мы увидим, что он держит душу умершего человека в виде младенца, завернутого в то, что Королевский перевод Библии называет «пеленки».

Это произошло из древней практики связывания младенцев полосками ткани, чтобы ограничить их движения и успокоить их — практика, которая в значительной степени ушла в прошлое в Европе в XVII веке. В иконах обычно изображают душу умершего как новорожденного младенца.

человек в руке архангела михаила

Мы видим такое же изображение души как младенца на иконах Успения, где это душа Марии.

И что происходит с душой? Что ж, в практике, уходящей своими корнями в древнеегипетскую религию, Михаил взвешивает душу умершего, чтобы определить, перевешивают ли добрые дела плохие, и это определяет ее судьбу в загробной жизни, будь то Рай или Аид/Ад, как на этом изображении:

Сатана и Архангел Михаил взвешивают души
Сатана и Архангел Михаил взвешивают души умерших

Снова, чем больше меняется, тем больше остается неизменным. Вот здесь — на старой египетской папирусной росписи — изображение Анубиса, взвешивающего сердце умершего человека, чтобы решить судьбу этой личности в загробной жизни:

египетский папирус с анубисом

И вот западноевропейское изображение Михаила, взвешивающего души на Страшном Суде — деталь из алтарного крыла, созданного фламандским художником Роджером ван дер Вейденом (1399-1464):

западноевропейское изображение Михаила

Образы и символы имеют удивительную способность сохраняться и переходить через времена и культуры. Рассматривая образ юноши и Архангела Михаила, мы видим, как истории и роли меняются, но некоторые универсальные идеи остаются неизменными.

Понятие психопомпа, проводника душ в загробный мир, присутствовало в разных культурах под разными именами: Гермес, Михаил, Анубис, Упуаут. Однако их общая функция — проводить души через путь после смерти и взвешивать их добрые и плохие дела — остается неизменной.

Также замечательно, как через иконы и изображения, эти древние концепции и идеи доходят до нас через столетия. Они напоминают нам о более глубоких аспектах жизни и смерти, о нашей ответственности за свои действия и выборы.

Вне зависимости от культурных изменений, иконы и символы продолжают служить напоминанием о наших духовных путях и том, что судьба каждой души зависит от ее добрых дел и поступков.

Добавить комментарий