Всех скорбящих Радость
Икона «Всех скорбящих Радость» (также известная как «Радость всем, кто страдает» или «Радость всем, кто скорбит») привлекает внимание своим названием и глубоким духовным значением. На иконе изображена Матерь Божия, окруженная ангелами, которые совершают добрые дела от ее имени, а также верующими, обуреваемыми страданиями и болезнями.
В этой статье мы погрузимся в историю и символику иконы «Всех скорбящих Радость», изучим ее важное значение для христианской традиции и попытаемся разгадать ее таинственные послания через века.
Для данной иконы установлен особый день празднования — 24 октября.
История иконы Всех скорбящих Радость
Икона «Всех скорбящих Радость» стала известна как чудотворная в 1688 году, когда она была прославлена в Преображенской церкви на Ордынке в Москве. Точные обстоятельства, при которых икона попала в этот храм, остаются неизвестными.
Предполагается, что это произошло после перестройки церкви из камня на пожертвования Евдокии Васильевой Акинфовой в 1685 году. К тому времени икона уже находилась в плохом состоянии, и после прославления ее укрепили вставками кипарисового дерева.
Легенда о чуде, связанном с этой иконой, рассказывает о том, как икону обратила внимание сестра Патриарха Московского Иоакима, Евфимия Папина.
История гласит, что Евфимия страдала от неизлечимой болезни. Однажды, молясь, она услышала голос, который сказал ей:
«Евфимия! Иди в Церковь Преображения Сына Моего; там находится образ, именуемый «Радость всех скорбящих»
Церковь находилась в Москве, где проживала Евфимия. Она последовала указаниям голоса и, как гласит рассказ, она выздоровела.
Данное событие породило огромное внимание и интерес (прежде всего, из-за родства Евфимии с патриархом), что вызвало активное вовлечение церковных и общественных кругов.
Помимо хроники события были подготовлены службы и молитвы к иконе, а художники из царской иконописной мастерской при Оружейной палате начали создавать список с иконы.
Церковь Преображения на Ордынке, прежде известная как Спасо-Преображенская, стала известной как Скорбященская, в честь связанного с ней чудотворного образа.
Существует версия, согласно которой царевна Наталья в 1711 году увезла икону из Москвы в Санкт-Петербург, оставив в храме только список. Тем не менее, другие версии утверждают обратное — что оригинал остался в Москве, а царевна унесла с собой список.
В период советской власти церковь была закрыта и преобразована в фондохранение Государственной Третьяковской галереи. Сведения о судьбе иконы остаются неясными, однако считается, что хранившаяся там икона исчезла бесследно.
Сегодняшняя икона, находящаяся на Ордынке, согласно одной из версий, была подарена храму патриархом Алексием I в 1948 году, когда в храме возобновились службы. Она является точной репликой оригинальной иконы, созданной, вероятно, во второй половине XVIII века. Другие источники утверждают, что на Ордынке хранится именно оригинальная икона, которая там находилась до закрытия храма.
Что изображено на иконе Всех скорбящих Радость
Мы не должны ожидать, что иконы этого типа будут ранее конца XVII века, когда эта икона впервые приобрела известность. «Радость всех скорбящих» представляет собой чрезвычайно распространенный тип иконы Богоматери XVIII и XIX веков.
Основное изображение легко узнаваемо. Оно, однако, варьируется в большой степени от примера к примеру, как в количестве и типе вторичных фигур вокруг Марии, так и в сопровождающих надписях и текстах, которые часто находятся в прямоугольнике внизу. Поэтому тексты с одного примера не обязательно будут совпадать с другим.
Основное изображение включает Марию стоящей, увенчанной, в центре эллипса или мандорлы света. Иногда она одна. В других изображениях она может держать на левой руке венчанного Младенца Иисуса (форма «Московская»), или его может не быть (как в варианте «С монетами»). Она часто держит скипетр в правой руке, либо же может жестом указывать на Младенца.
Вот один пример, включающий в себя множество «страдающих», а также часто встречающихся ангелов, а также четырех святых, и наверху — Новозаветная Троица и изображения солнца и луны.
Как видите, на баннерах есть много текста. Эти тексты обычно берутся (с некоторыми вариациями) из «Акафиста» «Радости всех скорбящих», чаще всего из Кондака 2:
Видяще токи чудес, изливаемыя от святыя Твоея иконы, благая Богородительнице, яко Ты еси молящихся благая помощница, обидимых заступница, ненадеющихся надежда, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, девственных целомудрие, странных наставница, труждающихся помощь, слепых прозрение, глухих благослышание, больных исцеление, благодарственне вопием о Тебе Богу: Аллилуиа.
Вот очень похожий, хотя и несколько поздний пример:
Текст внизу этого примера, как и у многих других, звучит так:
Это 13-й Кондак Акафиста, молитвенного гимна Пресвятой Богородице, самой популярной молитвы в Восточном Православии:
О всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово, нынешнее приношение приемши, от всяких напасти избави всех, и грядущия изми муки, вопиющия Ти: Аллилуиа
Как уже упоминалось, ожидайте значительных вариаций от иконы к иконе этого типа. Некоторые версии очень просты и показывают только Марию, или Марию с Младенцем Христом. Другие добавляют разное количество страдающих, ангелов, святых разных видов и иногда даже изображение людей, находящихся в опасности на корабле в море.
От чего помогает икона Всех скорбящих Радость
Икона «Всем скорбящим Радость» служит источником утешения, поддержки и надежды для тех, кто сталкивается со страданиями, болезнями и тяжелыми испытаниями.
Согласно популярному преданию и вере православных христиан, эта икона обладает чудотворной силой, способной принести облегчение и исцеление в моменты беды и горя. Ее помощь распространяется на различные аспекты жизни:
- Исцеление. Икона считается источником физического и духовного исцеления. Верующие обращаются к ней с молитвами о выздоровлении и облегчении страданий, как для себя, так и для своих близких.
- Утешение и поддержка. В трудных моментах, когда люди ощущают горе, одиночество и отчаяние, икона призвана даровать утешение и поддержку, напоминая о божественной заботе и надежде на лучшее.
- Распутывание узлов судьбы. Верующие обращаются к иконе с просьбой помочь разрешить трудности и преграды, стоящие на пути их жизни, помогая «распутать узлы» судьбы.
- Душевное облегчение. Икона помогает успокоить душу, обрести внутренний покой и уверенность, особенно во времена страхов и тревог.
- Молитвенная связь с Богом. При поклонении иконе, верующие обретают молитвенную связь с Богом и просят заступничества Пресвятой Богородицы перед Господом.
Икона «Всем скорбящим Радость» символизирует духовную близость и общение между человеком и Богом в трудные моменты жизни. Она служит напоминанием о божественной заботе, милосердии и любви, которые могут быть источником надежды и обновления духа в трудные времена.
Копии иконы Всех скорбящих Радость
Всех скорбящих Радость с окладом
В приближении 1710—1711 года царевна Наталья Алексеевна (сестра Петра I) перемещалась с дворцом в Санкт-Петербург и унесла с собой икону «Всех скорбящих Радость» из церкви Преображения на Ордынке.
Вопросы описания этого события в различных справочниках вызывают дискуссии. Одни утверждают, что царевна увезла список, другие утверждают, что список остался в Москве, а с собой она унесла оригинал. Несмотря на эти разногласия, обе иконы — московская и петербургская, пользовались равным уважением как чудотворные. Согласно летописи, данная икона сопровождала русские войска в Прутском походе 1711 года.
В Петербурге царевна украсила икону драгоценным окладом и поместила ее в домовой церкви Воскресения Христова в своем дворце на Шпалерной улице, за Литейным двором. Изначально икона стала известной как «Всех скорбящих Радость с окладом». К тому времени икону богато украсили: она получила серебряный оклад, украшенный семейными драгоценностями царевен, и на ней разместили частицы святых реликвий и мощей.
В 1713 году у дворца была устроена богадельня, а после смерти царевны в 1716 году, икона была приписана к этой домовой церкви. Даже императрица Екатерина II уважала эту икону и в 1768 году перед тем, как сделать вакцинацию от оспы себе и своему сыну Павлу Петровичу, помолилась перед ней.
Под руководством Екатерины II был создан новый оклад для иконы. В 1817—1818 годах церковь была перестроена архитектором Л. Руски, и икону поместили в специальную нишу справа от иконостаса.
Список иконы был вырезан на кипарисовой доске размером 69,0 × 51,2 см. В 1858 году для него по эскизу Ф. Г. Солнцева был создан третий оклад из золота.
На изготовление этого оклада было использовано около 6,7 кг золота, а также украшения бриллиантами, сапфирами, изумрудами, рубинами, гранатами, топазами, аметистами и жемчугом. В октябре 1858 года оклад был освящен митрополитом Григорием (Постниковым) и размещен на иконе.
В храме также хранились три копии, выполненные по списку царевны, но ни одна из них не сохранилась.
- Первая точно повторяла иконографию списка царевны и была украшена тем же окладом, что и оригинал. В 1847 году ее передали в полоцкий Спасо-Ефросиниевский монастырь, а на ее место в храме поставили копию, созданную художником П. М. Шамшином.
- Две другие копии имели измененную иконографию, с добавлением страждущих и выполнены были в живописном стиле. Одна (293,4 × 226,7 см) находилась на хорах и была написана художником Ф. А. Бронниковым в 1858 году. Вторая (213,5 × 124,5 см) находилась в нише на наружной стене храма и была создана художником И. А. Тюриным на медной доске в 1869 году в честь 50-летия перестройки храма.
Позже храм был полностью перестроен и получил имя Скорбященская церковь. В 1932 году храм был закрыт, и икона исчезла.
Сегодня в петербургском Спасо-Преображенском соборе находится икона, которая, по преданию, была перенесена царевной Натальей Алексеевной в Петербург. Однако исследователи отмечают несоответствие между этой иконой и старинной литографией с изображением иконы царевны.
Возможно, на самом деле это копия списка в драгоценном окладе, который, судя по документам, хранился вместе с иконой царевны в Скорбященской церкви. По всей видимости, этот список был перенесен в собор, когда церковь была закрыта.
Всех скорбящих Радость с грошиками
Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость с грошиками» (оригинальный образ из церкви Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха», Санкт-Петербург) — это список, выполненный на иконе «Всех скорбящих Радость», к которому во время пожара прилипли медные монеты (монеты изображены краской на списках иконы).
Икона имеет размеры 53,5 × 35,5 см и относится к типу «Умиление и посещение в беде страждущим». По стилю живописи ее можно датировать XIX веком. В честь этой иконы был установлен отдельный праздник — 23 июля (5 августа), и она также именуется как Санкт-Петербургская икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость с грошиками».
Согласно легенде, этот образ был прибит морскими волнами к имению купцов Куракиных на Неве. Позже икона была передана купцом Матвееву, чья мать была из семьи Куракиных.
Этот купец подарил икону Тихвинской часовне в деревне Клочки, рядом с Петербургским стекольным заводом. Почитание этой иконы началось после сильной грозы 23 июля 1888 года, во время которой были совершены исцеления и чудеса. Интересно, что в этот день икона получила имя «Всех скорбящих Радость с грошиками».
В 1893 году император Александр III молился перед иконой в часовне и пожертвовал средства и земельный участок для постройки каменного храма. Этот храм был освящен 2 августа 1898 года.
В 1930-х годах церковь на набережной Невы была разрушена (сохранилась только часовня на проспекте Обуховской Обороны, 24). Сейчас икона находится в церкви Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха» в Санкт-Петербурге.
Празднование иконы «Всех скорбящих Радость с грошиками» проходит 23 июля по юлианскому календарю (5 августа по новому стилю). В московском храме на Ордынке этот день празднуется также, как и 24 октября, хотя не является главным праздником.
Молитва
К Тебе, Надежда ненадежных, Сила безпомощных, Пристанище обуреваемых, Покров напаствуемых, Заступление обидимых, Питательница алчущих, Утешение плачущих, Нектар небесного упокоения для жаждущих, Матерь Преблагословенного Бога, Преблагословенная и Пренепорочная Дева!
Я обращаюсь к Тебе единственной, кланяюсь перед Твоей защитой всем своим существом, Владычица. Не отвергни моих мольб, моих слез, утешь скорбящих!
Хотя мои грехи и недостойство пугают меня, но этот исцеляющий образ подтверждает меня, на нем я вижу Твою благодать и силу, как бескрайнее море: слепые прозревают, хромые скачут, странники находят прибежище в Твоем покрове, умиротворение и обилие благ благодаря Твоей милости; глядя на этот образ и просив о помощи, я, хоть и слеп душевно, и хром душевно, обращаюсь к Тебе. О, Несравненный Свет!
Просвети и направь меня, знающую все мои скорби и беды, не отвергни моих молений, о Ты, Подательница пользы!
Не посрами меня, грешного, не отвергни меня, нечистого; я знаю, что Ты можешь все, что хочешь, о добрая Надежда моя, моя уповань от материнской груди.
К Тебе я привержен с момента рождения, Тебе предан, не оставь меня, не отойди от меня, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.
Заключение
Икона «Всех скорбящих Радость» имеет богатую историю, связанную с чудесами, преданиями и поклонением. Этот образ, питающий надежду и утешение в тяжелые моменты жизни, привлекал внимание и почтение на протяжении многих веков. От ее первоначального изготовления и нахождения в Церкви Преображения на Ордынке до перемещения в Санкт-Петербург и создания копий, икона продолжает быть символом веры, надежды и утешения.
Список царевны Натальи Алексеевны добавляет загадочности иконы, оставляя вопросы о том, что же действительно случилось с оригинальным списком и какие события окружали перемещение иконы в Санкт-Петербург. Изменения в окладах и декорациях, которые сопровождали икону на протяжении времени, свидетельствуют о постоянной привязанности к этому образу и его важности в глазах верующих.
«Всех скорбящих Радость с грошиками» также несет в себе свою уникальную историю, связанную с чудесами и заступничеством в беде. Этот образ, покрытый медными монетами во время пожара, стал символом Божьей защиты и поддержки в трудные времена. От живописного стиля до создания каменного храма, история этой иконы подчеркивает ее важное место в религиозной культуре.
Сегодня эти иконы продолжают оставаться объектом поклонения и источником вдохновения для миллионов верующих. Они напоминают нам о важности веры, надежды и сострадания в нашей жизни, а также о том, что духовное наследие и история могут проложить путь к пониманию и вдохновению в современном мире.