Святые, которых никогда не было: семь спящих отроков Эфесских

В Восточном Православии никогда не было реформ. Никогда не было рационального обзора своего каталога Святых. Это объясняет количество мифических святых, давно нарисованных на иконах и всё ещё встречающихся в церковном календаре сегодня. Почитаемых Святых, хотя их реальность эквивалентна реальности Машеньки и трёх медведей.

Одной из наиболее интересных является группа святых, известная как «Семь спящих Эфесских Святых».

семь святых икона

История

Согласно общепринятой легенде, все семь юношей были друзьями. Выросли они в городе Эфес. Все они стали солдатами римской армии и были христианами, хотя это были времена императора Деция, который преследовал христиан.

Семь юношей отказались принести жертву римским богам и, чтобы избежать наказания, спрятались в пещере на горе. Император, узнав об их убежище, приказал завалить её камнями. Говорят, всё это произошло в середине III века.

Вот тут-то и возникает «чудо». Семеро юношей погрузились в странный сон и проспали не несколько часов, дней, недель или месяцев. Они проспали почти двести лет.

икона семь спящих святых
Источник: Jacksonsauction.com

Если мы присмотримся повнимательнее, то увидим, что они приятно дремлют:

отрывок из иконы семь святых

Особенно интересна эта дружелюбная, удобно устроившаяся пара в середине:

отрывок из иконы семь святых 2

Во времена императора Феодосия Младшего, жившего в первой половине V века, в Эфесе появились «еретики», утверждавшие, что воскресение тела невозможно. Между тем один человек решил построить на горе дом, где спали давно забытые юноши. Он приказал убрать камни от входа в пещеру.

В это время юноши пробудились от двухсотлетнего сна, и одного из них, Ямвлика, послали в город купить хлеба. Придя туда, он был поражен, увидев крест на воротах города, и еще больше удивлен, услышав, как люди открыто говорят об Иисусе.

Икона семи отроков Эфесских
Источник: Jacksonsauction.com

Когда Ямвлик нашел место, где можно было купить хлеба, он заплатил за него монетой с изображением императора Деция, монетой двухсотлетней давности. Продавец счёл это очень подозрительным, и вскоре юношу обвинили в том, что он где-то прячет клад старых монет. Его привели к губернатору и епископу.

Епископ, поняв, что здесь кроется что-то таинственное, пошел с юношей в пещеру, где его ждали товарищи. Историю узнали все вокруг. Даже император пришёл в пещеру и поговорил с молодыми людьми. Но затем юноши легли и снова заснули в пещере, на этот раз до Воскресения.

«Долгий сон»

Логика этого рассказа несколько искажена — это простой фольклорный фрагмент, записанный, по крайней мере, еще в 6 веке (он встречается в трудах сирийского епископа Иакова из Серуга, жившего в 451-521 гг).

Интересно, почему она до сих пор выдвигается как «евангельская истина» в Восточном Православии, где семь спящих все ещё могут быть нарисованы и почитаемы в иконах.

Их история имеет значение не больше, чем история Рипа ван Винкля, с которым подобное произошло в горах Кэтскилл в Нью-Йорке (фантастическая новелла, в которой житель деревушки близ Нью-Йорка, проспал 20 лет в горах и спустился оттуда, когда все его знакомые умерли).

Мы также находим мотив «долгого сна» в очень старой сказке, записанной Диогеном Лаэртием:

Эпименид был сыном Фаестиуса. Он был уроженцем Кносса на Крите, хотя из-за длинных волос не походил на критянина. Однажды отец послал его в деревню на поиски заблудшей овцы, и в полдень он свернул в сторону и заснул в пещере, где проспал пятьдесят семь лет. После этого он встал и отправился на поиски овцы, думая, что проспал совсем недолго. И когда он не смог найти её, он пришел на ферму и обнаружил, что все изменилось и у фермы другой владелец. Затем он вернулся в город в полном недоумении и, войдя в свой дом, столкнулся с людьми, которые не знали его. Наконец он нашел своего младшего брата, который был уже стариком, и узнал от него правду. Так он прославился по всей Греции и считался особым любимцем небес.

Павсаний (II в.) также упоминает об этой истории:

Перед этим храмом, где также стоит статуя Триптолема, стоит бронзовый бык, которого ведут как бы на жертвоприношение, и сидит Эпименид из Кносса, который, говорят, вошел в пещеру и уснул. И сон не покидал его до сорокового года, а потом он писал стихи и очищал Афины и другие города.

Мы находим упоминание о нём также в Естественной Истории Плиния Старшего (умер в 79 г.):

Рассказывают об Эпимениде Кноссском. Когда он был мальчиком, утомленным жарой и ходьбой, он заснул в пещере, где проспал пятьдесят семь лет. И когда он проснулся, как будто это было на следующий день, он был очень удивлен переменами, которые он видел во всём, что его окружало. После этого, говорят, старость настигла его в такое же количество дней, как и годы, которые он проспал. Но его жизнь была продлена до ста пятидесяти семи лет.

Мотив «долгого сна» также встречается в апокрифе Баруха который датируется 2-м веком до н. э. История начинается с:

Но Авимелех подошёл к дереву и сел в его тени, чтобы немного отдохнуть.
Положив голову на корзину с инжиром, он заснул. И 66 лет не пробудился он от сна своего.

Так что это очень старый мотив, переработанный в христианской агиографии.

Кандида Мосс говорит о таких причудливых «жизнях святых» (в ее книге «Миф о Преследовании: Как первые Христиане придумали историю мученичества», 2013):

Дело в том, что это не исторические факты. Это религиозные романы, написанные и предназначенные для чтения в целях нравственного воспитания и развлечения.

К сожалению, Восточное Православие не сообщает своим мирянам, что многое из того, что они читают в житие ранних святых, вовсе не история, а скорее религиозная фикция, и что многие из святых, изображенных на иконах, либо никогда не существовали вообще, либо их истории были сильно приукрашены неисторическими элементами.

Вот еще один пример иконы Семь святых спящих отроков в Эфесе:

семь спящих отроков
Источник: Музей русской иконы, Клинтон, Массачусетс

На ней изображены семь юношей, спящих в своей пещере на горе близ Эфеса. Обычно им присваиваются следующие имена: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин. Четыре святых покровителя человека, которому принадлежала икона, показаны по периметру изображения. В верхнем левом углу — это Ангел-Хранитель.

Видео с подробным рассказом о Семи отроках Ефесских:

Добавить комментарий