Пряжевская икона Божией Матери

В древних книгах села Пряжево, что в современной Житомирской области, найдены записи, свидетельствующие о первом явлении иконы Божией Матери с младенцем в конце XVII – начале XVIII веков.

Исследователи древнерусского искусства считают, что подлинник образа датируется XIV веком — об этом свидетельствует манера, характерная для византийского стиля того времени.

Пряжевская икона

История

В конце XVII – начале XVIII веков в маленькой церкви села Пряжево произошло первое обретение чудотворного образа. Прежде чем храм попал в распоряжение к униатам, в селе существовал благочестивый обычай следовать с иконой от местного храма до кафедрального собора города Житомир.

Обретение подлинника

Одно из чудес, связанных с образом датируют концом XVIII века, когда римо-католический ксендз попытался вывести из Пряжевского храма православную святыню.

Согласно преданию, он смог отъехать от села всего пару верст, после чего кони встали как вкопанные, а на лике Пречистой появились капли влаги, напоминающие слезы. Ксендз вынужден был вернуть образ на место, поняв пожелание Божией Матери.

В середине XIX века сама императрица передала серебряную ризу, изготовленную специально для украшения иконы.

Пряжевская церковь и оригинальный образ были уничтожены в годы богоборчества.

Горнальский список

Особое почитание снискал список иконы, обретенный в Горнальском Свято-Николаевском Белогорском мужском монастыре, основанном в 1671 году. Изначально он находился в Дивногорском монастыре, откуда его вывезли монахи, бежавшие от татарского набега.

Новую обитель на берегу реки Псел, где хранился и почитался чудотворный образ, закрыли по политическим причинам в 1788 году.

Преображенский монастырский храм перепрофилировали под приходскую церковь. Именно здесь, вплоть до обретения списка происходили чудесные явления в виде самовозгорающихся свечей.

Согласно записям игумена Нестора, первое обретение пряжского списка произошло по чудесному откровению во время сна одного богобоязненного, но больного иконописца.

Кроме места, где было спрятано полотно, художник также получил указания по обновлению риз Богородицы и Младенца. Обретя полотно за иконостасом и отслужив молебен вместе с приходским священником, иконописец вновь обрел телесное здоровье.

Пряжевская икона с молящимся

Еще одним повелением во сне в закрытую монастырскую обитель прибыл больной богобоязненный купец Косьма Купреев. После молебна перед иконой он исцелился от своего недуга и вместе с сыновьями на высочайшем уровне ходатайствовал о разрешении восстановить мужской монастырь в Белогорской пустыни. После восстановления обители в 1863 году купец вместе с сыновьями стали одними из первых ее монахов.

В 1922 году, уцелевшие после большевицких гонений монахи унесли горнальский образ в город Суджу, где он был вновь обретен в 1996 году в хранилище Свято-Троицкого храма.

Значение иконы

Образ иконы относится к типу византийского письма под общим названием Одигитрия (Путеводительница). Согласно преданию, впервые подобный иконописный образ был написан евангелистом Лукой. К этому типу относятся также: «Влахернская», «Тихвинская», «Иверская», «Смоленская» и «Казанская» иконы Божией Матери.

На иконе изображена Богородица с Младенцем, которого она держит на левой руке. Примечательный факт: обретенный горнальский список был написан на полотне, а не на дереве. Лики и руки выполнены несколькими веками ранее, а одежды написаны в конце XVIII века художником Иваном Белым.

Основной смысл иконы — явление в мир «Небесного Царя и Судии» и поклонение царственному Младенцу.

О чем молятся перед иконой

Пряжевскую икону Божией Матери почитают дважды в год: на девятую пятницу после Пасхи и 12 июля.

В эти дни люди молятся словами богородичного акафиста или любой другой православной молитвой, адресованной Пресвятой Богородице.

Слава о чудотворениях и исцелениях Пряжевской иконы распространилась по всей русской земле. Многие люди, имеющие проблемы с ногами, позвоночником, дыхательной системой и бесплодием, в ответ на свои горячие просьбы перед Образом получали облегчение и исцеление.

Ежегодно к месту пребывания иконы на Курскую землю приезжают паломники, чтобы получить помощь и поддержку у Небесной Покровительницы в нелегких житейских обстоятельствах и искушениях.

Молитва

О, Пресвятая Владычица Богородица, Царица Небес и земли, высшая ангел и архангел и всея твари. Честнейшая, чистая Дева Мария, миру благая Помощница, и всем людям утверждение, и во всяких нуждах избавление!

Призри и ныне, Госпожа Всемилостивая, на рабов Твоих, Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем молящихся, со слезами к Тебе припадающим и поклоняющимся пречистому и целебному образу Твоему, и помощи и заступления Твоего просящие. О, Всемилостивая и Премилосердная Дева Богородица Чистая!

Воззри, Госпожа, на люди Твоя: мы бо грешнии не имамы иныя помощи, разве Тебе и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего. Ты заступница и предстательница наша. Ты еси обидимых защищение, скорбящим радование, сирым прибежище, вдовам хранительница, девам слава, плачущим веселие, больным посещение, немощным исцеление, грешным спасение.

Сего ради, о Богоматерь, к Тебе прибегаем, и на Твой Пречистый образ с Предвечным на руку Твоею держимым Младенцем, Господом нашим Иисусом Христом взирающе, умиленное пение Тебе приносим и вопием: помилуй нас, Мати Божия, и прошение наше исполни, вся бо суть возможна ходатайству Твоему: яко Тебе слава подобает ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Добавить комментарий