Икона Божией Матери Троеручица

икона Троеручица
Источник: Jacksonsauction.com

Вы замечаете кое-что странное в иконе, показанной здесь? Очевидно, это икона Марии и Младенца Христа. Но посмотрите на руки Богоматери. Вы видите это? У нее три руки!

Богоматерь Троеручица из музея русских икон
Источник: museumofrussianicons.org

Посмотрите на её левую руку. Прямо под ней есть ещё одна рука. И это третья рука, поддерживающая Младенца Христа. Это Матерь Божья «Троеручица», и она имеет историю происхождения, столь же странную, как и само изображение. Мы должны спросить себя, почему у Марии три руки на этом изображении.

Ответ очень простой. Художники неправильно поняли и неправильно истолковали оригинальную греческую икону, на которой основывалось огромное количество рукописных копий. Хотя у первоначальной иконы было три руки, только две из них были руками Марии. Это результат того, что процесс копирования икон неоднократно менялся. Так же как многократное копирование еврейского и греческого текстов Библии приводило к большому количеству изменений и вариаций в чтениях.

Но как появилась оригинальная икона, на которой основывалось это огромное количество оригинальных копий? Ну, все, что у нас есть, это история традиционного происхождения. Эта история столь же странна, как и сам русский образ. И для её более подробного рассмотрения нам достаточно взглянуть на еще одну русскую икону. Это икона конца 19-го века, изображает «историю происхождения» иконы Троеручицы.

икона Девы Марии Троеручица

На заднем плане мы видим «оригинальную» икону Марии, которая породила эту легенду. Говорят, что Иоанн Дамаскин, который был главным сторонником почитания икон в Церкви, был на службе у могущественного халифа. Византийский император Лев — противник иконопочитания —якобы подделал почерком Иоанна письма, призывающие Льва напасть на Халифа. Халиф, увидев подделки, посчитал их подлинными. Он решил наказать Иоанна за его предательство и приказал отрубить ему руку. На этой довольно кровавой иконе мы видим Иоанна Дамаскина. Его отрубленная рука лежит на земле, течет кровь, он молится перед иконой Марии.

Согласно преданию, благодаря молитве перед иконой, Мария исцелила Иоанна, чудесным образом заново соединив отрубленную руку. В благодарность за это чудо серебряное изображение отрубленной руки было прикреплено к самой иконе. Если вы присмотритесь, вы увидите, что эта икона «оригинальной истории» сжала предание так, что мы видим не только Иоанна с его отрубленной рукой, но также серебряную руку, уже прикрепленную к изображению (что на самом деле произошло позже). Иконы часто объединяют два или более события в одно изображение, игнорируя хронологию.

Икона Божией Матери «Троеручица» (Трихейруса) из афонского монастыря
Автор: traditionaly St. John Damascene — ru:Файл:Troeruchitsa ikona.jpg, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=974455

Так что это своеобразная история происхождения оригинальной иконы Марии «Троеручицы». Неправильное восприятие этой серебряной руки в виде третьей руки Марии в процессе повторного копирования — это то, что дало нам очень много русских икон Богоматери с тремя руками. Иконы, на которых изображена «добавленная» рука, а не рука Марии, в русской иконописи вообще редкость. Отсюда видно, как легко распространяются народные сказки и как ошибки включаются в традицию иконописи, сами становясь традицией.

Мы видим на иконе с Иоанном Дамаскиным богато расписанную и рельефную окантовку, столь характерную для бесчисленных русских икон, написанных в конце XIX и начале XX века. Стиль этой иконы очень прозападный, более реалистичный, предпочитаемый Государственной Церковью и ненавистный старообрядцам, которые придерживались старой стилизованной «абстрактной» манеры рисования фигур и фонов.

Но как насчет реального происхождения серебряной руки на оригинальной иконе? Что ж, «истинно верующие» не стали бы сомневаться в происхождении истории. Но для остальных из нас гораздо более вероятно, что кто-то с болезнью руки когда-то молился перед иконой. И когда рука выздоровела, он сделал серебряную руку и прикрепил её к изображению в благодарность. Это распространенная практика во многих марийских святынях, в том числе и в католических. Там можно увидеть маленькие серебряные части тела, прикрепленные к изображениям Марии или расположенные рядом с ними. Они обычно упоминаются латинским термином «ex-voto» означающее нечто, вытекающее из обета. В данном случае маленькие серебряные предметы, предлагаемые в благодарность за ответы на молитву.

Добавить комментарий