Смоленская икона Божией Матери
История христианства пронизана необыкновенными историями о чудесах, связанных с иконами, которые верующие считают особыми посредниками между человеком и Богом. Одной из таких икон, пользующейся особым почтением и славой, является Смоленская икона Божией Матери.
День празднования Смоленской иконы Божией Матери — 10 августа (28 июля по старому стилю).
Эта икона стала свидетельницей множества чудесных событий и исцелений, оказывая влияние на верующих в течение многих столетий. В этой статье мы погрузимся в историю и значение Смоленской иконы Божией Матери, исследуем её происхождение, рассмотрим известные чудеса и воздействие на духовную жизнь людей.
История иконы
Смоленская икона как бы замыкает своеобразное ограждение древней Руси от внешних врагов. На юге — иконы Владимирская и Донская. На севере — Тихвинская икона. На востоке — Казанская, а на западе — Смоленская.
Смоленская икона Божией Матери, именуемая Одигитрией, весьма древнего происхождения. Она была принесена в Россию из Греции, но когда и кем — точно неизвестно.
Есть одно сказание, в котором сообщается, что греческий император Константин Порфирородный благословил этой иконой дочь свою, царевну Анну, выдавая ее замуж в 1046 году за черниговского князя Всеволода Ярославича.
Так как эта икона сопровождала царевну Анну в ее путешествии из Царьграда в Черниговское княжество, то отсюда будто бы и сама икона получила наименование Одигитрии, т. е. «Путеводительницы».
Существует также другое объяснение наименования Одигитрии. Считается, что Смоленская икона Одигитрии представляет из себя список с Одигитрии Влахернской, так как имеет с ней большое сходство в изображении. А потому Смоленская икона, как копия, заимствовала и подобное же наименование.
Следует отметить и еще одно весьма распространенное сказание, по которому Смоленская Одигитрия, подобно Одигитрии Влахернской, написана евангелистом Лукой, который, согласно древнему преданию, написал около семидесяти икон Божией Матери.
После смерти черниговского князя Всеволода Ярославича икона Одигитрии досталась по наследству его сыну Владимиру Всеволодовичу Мономаху, от греческой царевны Анны. Владимир Мономах перенес благословение своей матери из Чернигова в Смоленск и поставил ее в соборном храме Успения Богоматери, заложенном им же 3 мая 1101 года. С этого времени икона Одигитрии стала называться Смоленской.
В 1404 г. икона Одигитрии была принесена из Смоленска в Москву и поставлена в качестве весьма чтимой святыни в Благовещенском соборе, по правую сторону от царских врат. Определить точно, кем и по какому случаю принесена была эта икона в Москву, невозможно. По этому вопросу существует несколько версий. В «Русском Временнике» говорится, что некто Юрга, пан Свилколдович, когда уехал от Свидригайла, литовского князя, к великому московскому князю Василию Васильевичу, дорогой разграбил Смоленск, вместе с другими вещами взял икону Одигитрии и привез ее в дар великому князю в Москву. Другие предполагают, что эту икону дал Витовт смоленский дочери своей Софье, супруге московского великого князя Василия Дмитриевича, когда она была в Смоленске в 1398 году для свидания с отцом и получила от него много икон греческого письма. Есть еще одна версия, что будто бы последний смоленский князь, изгнанный отсюда в 1404 году литовским Витовтом, прибыл в Москву и привез с собой икону Одигитрии вместе с другими иконами.
В 1456 году в Москву прибыл епископ Смоленский Мисаил (1420-1480) в сопровождении наместника города и многих знатных граждан. Он попросил великого князя Московского Василия II Темного «отпустить» св. икону Одигитрии в Смоленск.
Посоветовавшись с митрополитом Ионою и боярами, великий князь решил исполнить просьбу смоленских послов, предварительно сняв с иконы копию, которая была потом поставлена в Благовещенском соборе, на том месте, где стояла Смоленская икона Одигитрии.
В 1525 году великий князь Василий Иоаннович в память возвращения Смоленска от Литвы основал в Москве Новодевичий монастырь, недалеко от того места, где было последнее молебствие перед Смоленской иконой, и установил в этот монастырь ежегодный крестный ход 28 июля.
Здесь же, в Новодевичьем монастыре, по повелению князя, был поставлен список со Смоленской иконы, находившийся прежде в Благовещенском соборе.
В 1666 году Смоленская икона Божией Матери была вторично в Москве. В это время ее привозил сюда для поновления потемневшей от времени живописи архиепископ Смоленский Варсонофий.
В 1812 году, во время нашествия французов, эта икона вынесена была перед Бородинской битвой из Смоленска епископом Иринеем (Фальковским) и доставлена им же в Москву. В Москве она помещена была сначала в церкви св. Василия Неокесарийского, на Тверской-Ямской улице.
Перед занятием Москвы французами, Смоленская икона была вынесена отсюда епископом Иринеем и отправлена в Ярославль. Здесь она оставалась до самого окончания Отечественной войны. Когда всякая опасность миновала, св. икона из Ярославля была снова возвращена в Смоленск.
Первообраз иконы хранился в Успенском соборе Смоленска, но после оккупации города немецкими войсками в 1941 году икона не была найдена. В послевоенный период место древней иконы в Успенском соборе Смоленска занимает икона начала XVII века из храма над Днепровскими воротами Смоленского кремля.
Что изображено на Смоленской иконе
Икона изображает Богоматерь в половину роста, по пояс. Правая Ее рука лежит на груди, а левая поддерживает Богомладенца, который в левой Своей руке держит свиток, а правой благословляет.
Цвет верхней одежды Богоматери — темно-кофейный, нижней — темно-синий. Одежда же Младенца Иисуса темно-зеленая с прозолотью. На обратной стороне изображено Распятие с греческой надписью, внизу под ним вид Иерусалима.
При поновлении живописи в Москве, в 1666 году, надпись эта написана неправильно и прибавлены предстоящие у Креста Богоматерь и Иоанн Богослов, которые прежде не были здесь изображены.
Доска, на которой написана икона, очень тяжела и от времени так изменилась, что теперь трудно определить, из какого она дерева. Икона нагрунтована мелом на клею и обтянута холстом. Длина иконы 80 см, а ширина 60 см.
По начертанию Смоленская икона почти тождественна Тихвинской. Но так как фигуры написаны прямолично и несколько изменено выражение ликов, образ получил иное содержание.
Идея божественного величия раскрыта полнее, приобрела большую динамичность и теплоту: Царица Небесная шествует, Она несет в мир бесценное Сокровище — Господа Эммануила.
Лики Богоматери и Спасителя кротки и ясны. Они озарены согласным стремлением излить милость, помочь, наставить и вывести на светлую стезю.
Это выражение было подмечено еще в древности и тонко схвачено удивительно верным наименованием — «Одигитрия», то есть Путеводительница.
Чудеса Смоленской иконы Божией Матери
Спасение Смоленска от татар
Из многочисленных чудес, совершившихся от этой иконы, особенно замечательно избавление Смоленска от татар. В 1239 году, во время нашествия на русскую землю войск Батыя, один из татарских отрядов зашел в Смоленскую область, и Смоленск подвергался опасности быть разграбленным.
Жители, чувствуя себя не в силах отразить врага, обратились с мольбой к Божией Матери. Богоматерь услышала их моления и даровала городу спасение ради св. иконы Своей Одигитрии.
Татары остановились в Долгомостье, в 25 км от Смоленска, с намерением внезапно напасть на город. В это время в дружине смоленского князя находился один воин, по имени Меркурий, человек весьма благочестивый. Его именно Богоматерь и избрала Своим орудием для спасения города.
В ночь на 24 ноября в кафедральном соборе, где стояла чудотворная икона Одигитрии, церковный пономарь получил от Нее повеление объявить Меркурию:
Меркурий! Изыди скоро в броне воинской, ибо тебя зовет Владычица.
Сторож тотчас же пошел к Меркурию и объявил ему это. Тот, надев воинские доспехи, поспешил в храм к иконе Богоматери и там услышал голос от иконы:
— Меркурий! Посылаю тебя оградить дом Мой. Властитель ордынский тайно хочет в нынешнюю ночь напасть на град Мой с войском своим, но Я умолила Сына и Бога Моего о доме Моем, да не предаст его в работу вражескую. Изыди в сретение врага тайно от народа, святителя и князя, неведущих о нападении ратных. Сама Я буду с тобою, помогая рабу Своему. Но там вместе с победой ожидает тебя венец мученический, который приими от Христа.
Со слезами пал ниц Меркурий перед св. иконой и, свято исполняя волю Богоматери, без страха пошел на врагов. Ночью проник он в стан неприятельский и убил татарского великана, на которого татары надеялись более, чем на весь свой отряд.
Окруженный врагами Меркурий мужественно отражал все их нападения, вспомоществуемый свыше молниеносными мужами и Светозарной Женой, величественный лик Которой приводил в ужас врагов. Перебив множество врагов, Меркурий наконец сам был поражен в голову и упал мертвым, кровью запечатлев свой геройский подвиг. Но Богоматерь не оставила труп его на поругание врагам. Тело его с честью погребли в соборной церкви, а в память его мужественного подвига воздвигли за Малаховскими воротами обелиск. Церковь причислила Меркурий к лику святых.
Исцеления верующих
- Павел, портной из Костромы, страдал расстройством умственных способностей. В припадке помешательства он даже пытался покончить с собой. Родители его и друзья, услышав о чудесах, происходивших от Смоленской иконы Божьей Матери, привели Павла к иконе. Со слезами и верой, припадая к чудотворному образу, молили Пресвятую Богородицу о даровании больному исцеления. Их молитва была услышана: к больному вернулся здравый ум, и припадки больше не повторялись.
- Крестьянин из деревни Басина, по прозвищу Добрыня, рассказывал о том, что он два года страдал слепотой, «даже своих рук не видел». Он обращался к своим родственникам и соседям за советом, но каждый из них советовал разное. Наконец, он обратился к одной вдове Марии и рассказал ей о своей беде и о том грехе, который, по его мнению, привел к его болезни — ссоре с матерью перед её смертью. Вдова посоветовала ему совершить панихиду по матери и затем пойти и помолиться перед чудотворным образом. Отслужив панихиду и раскаявшись в своём тяжком грехе перед матерью, больной последовал её совету и получил исцеление.
- Крестьянин из деревни Погорелок Василий Силвестрович Кошкин рассказывал, что в своей тяжёлой болезни и забытьи он услышал голос, говоривший ему: «Зачем ты страдаешь? Обещай пойти в обитель Пресвятой Богородицы, и перед её чудотворным и пречистым образом соверши молебен. И если у тебя нет чем поделиться, обещай трудиться в той обители и получишь полное исцеление». После того, как он дал обещание сделать всё так, как сказал голос, он сразу получил исцеление, а затем не заставил себя долго ждать и исполнение своего обещания.
- Устюжский полицеймейстер Квашнин-Самарин много лет страдал каменной болезнью. 13 июля 1813 г., после молебна перед образом соборной иконы Богоматери Одигитрии, он получил совершенное исцеление. В благодарность за явленную милость Пречистой Девы полицеймейстер привесил к иконе серебряную дощечку, на которой описал это чудо. Дощечка имеется внизу иконы и доныне.
- Устюжская мещанка Татиана Верещагина, страдавшая несколько лет беснованием, была приведена 23 января 1823 г. в Успенский собор своим мужем и получила исцеление после молебна перед иконой Богородицы Одигитрии. Тогда же это письменно было удостоверено семью свидетелями, и документ хранится ныне при соборе.
- Жена титулярного советника из г. Солвычегодска, Елена Александровна Котова, 16 лет и 3 месяца страдала мучительной болезнью. От боли она беспрестанно кричала и впадала на сутки и более в беспамятство. 25 февраля 1825 г. она была привезена мужем в г. Устюг. В Успенском соборе перед иконой Одигитрии был отслужен о ее здравии молебен с акафистом, и после окропления св. водой у нее тут же припадки болезни прекратились и больше никогда не повторялись.
Много других чудесных исцелений случилось от чудотворного образа Смоленской Божьей Матери. Во всех случаях главной составляющей была прочная вера в чудотворную силу образа и искренняя молитва Божьей Матери.
Храмы Смоленской иконы Божией Матери
Владимирская область
- Муром. Храм Смоленской иконы Божией Матери.
- Суздаль. Церковь Смоленской иконы Божией Матери.
Москва и область
- Москва. Собор Смоленской иконы Божией Матери Новодевичьего монастыря.
- Москва. Храм преподобного Феодора Студита у Никитских ворот.
- Деревня Бородино Можайского района. Церковь Смоленской иконы Божией Матери.
- Город Ивантеевка Церковь Смоленской иконы Божией Матери.
- Деревня Карино Зарайского района. Церковь Смоленской иконы Божией Матери.
- Село Константиново Домодедовского района. Церковь Смоленской иконы Божией Матери.
- Село Кривцы Раменского городского округа. Церковь Смоленской иконы Божией Матери.
- Деревня Новогорбово Рузского района. Церковь Смоленской иконы Божией Матери.
- Село Софрино Пушкинского района. Церковь Смоленской иконы Божией Матери.
- Старое Село Можайского района. Церковь Смоленской иконы Божией Матери.
- Деревня Чернево Зарайского района. Храм Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия».
Нижегородская область
- Нижний Новгород. Церковь Смоленской иконы Божией Матери в Гордеевке.
- Арзамас. Церковь Смоленской иконы Божией Матери.
- Посёлок Выездное Арзамасского района. Церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия».
Санкт-Петербург
- Церковь Смоленской иконы Божией Матери.
- Церковь Смоленской иконы Божией Матери в Пулкове.
Смоленская область
- Смоленск. Одигитриевская церковь.
- Вязьма. Одигитриевская церковь.
Тверская область
- Село Алабузино Бежецкого района. Смоленская церковь.
- Село Ильинское Кимрского района. Церковь Смоленской иконы Божией Матери.
- Город Осташков. Собор Смоленской иконы Божией Матери в Житенном монастыре.
Тульская область
- Тула. Храм Смоленской иконы Божией Матери.
- Село Бредихино Чернского района. Церковь Смоленской иконы Божией Матери.
- Село Поповка. Церковь Смоленской иконы Божией Матери.
Другие
- Челябинск. Церковь Смоленской иконы Божией Матери.
- Белгород. Смоленский собор.
- Улан-Удэ. Одигитриевский собор.
- Новокузнецк. Одигитриевская церковь.
- Переславль-Залесский. Смоленская Корнилиевская церковь в Борисоглебском Песоцком монастыре.
- Октябрьск. Храм Смоленский иконы Божией Матери.
- Город Аксай, Ростовская область. Храм Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия».
- Козьмодемьянск. Смоленский собор.
- Город Лозовая Харьковской области. Смоленский собор.
- Обоянь, Курская область. Церковь Смоленской иконы Божией Матери.
- Олонец. Церковь Смоленской иконы Божией Матери.
- Орел. Церковь Смоленской иконы Божией Матери.
- Село Пянтег, Пермский край. Церковь Смоленской иконы Божией Матери.
Списки Смоленской иконы Божией Матери
Списки со Смоленской иконы распространены в огромном количестве по церквям и домам верующих. Чудотворных и особо чтимых копий с этой иконы насчитывается более 30.
Одигитрия Устюжская (Великоустюжская икона Божией Матери)
Эта икона находится в г. Великом Устюге Вологодской области, в Успенском соборе, которому она прислана в дар в 1290 году, как значится в древней записи, от ростовских князей Димитрия и Константина Борисовичей, из которых последнему тогда достался в удел г. Устюг. Икона была прислана через епископа Тарасия, прибывшего сюда для освящения деревянного Успенского собора.
Смоленская икона в Белгороде
Прославление иконы Богоматери Смоленской, находящейся в Белгороде Курской области, относится к началу XVIII столетия, но история этой иконы начинается несколько раньше. В XVII века жил в Белгороде один благочестивый человек, по фамилии Семизоров. По данному обету он поставил на стене городских ворот Смоленскую икону Божией Матери, украсив ее серебряной ризой и вставив в киот.
Здесь икона находилась в течение многих лет и после смерти Семизорова. В 1705 году на месте явления чудотворной иконы была воздвигнута деревянная церковь во имя Смоленской иконы Богоматери.
После пожара, уничтожившего эту церковь, на месте ее в 1737 г. была построена каменная, наименованная впоследствии соборной. В настоящее время это Белгородский Смоленский собор, в котором и доселе помещен чудотворный образ Смоленской Божией Матери.
Икона Одигитрия Супрасльская
Эта икона находится в Супрасльском Благовещенском монастыре Белостокско-Гданьской епархии Польской православной церкви. Происхождение Супрасльской иконы в точности неизвестно. Предание говорит, что она принесена сюда из Смоленска. Иные же предполагают, что она написана по распоряжению епископа Иосифа Солтана, основателя этой обители.
Супрасльская икона Одигитрия писана в византийском стиле. Она представляет собой копию с чудотворной иконы Божией Матери Одигитрия Смоленская. Вверху, над главой Богоматери, изображен Бог-Отец в облаках, окруженный ликами ангелов.
Икона Густынская Смоленская
Густынская икона Божией Матери находится Густынском Свято-Троицком женском монастыре Нежинской епархии Украинской православной церкви. Время явления этой иконы неизвестно, но нужно думать, что она весьма древнего происхождения. В летописи Густынского монастыря сохранилось известие, что уже в 1670 г. эта икона была известна повсюду как прославленная многими чудесными знамениями.
Смоленская икона в Троице-Сергиевой лавре
В Троице-Сергиевой лавре, в Смоленской церкви Божией Матери Одигитрии, по левую сторону от царских врат, помещена чудотворная икона Богоматери.
В рукописном описании лавры, составленном в 1771 г., говорится, что в 1730 г. этот образ Богоматери, помещавшийся в то время на стене одной из лаврских палат, явился во сне одному псаломщику, имевшему пригнутые к спине и совершенно иссохшие руки. После этого видения он, обратившись с усердной молитвой к Богоматери пред явившейся ему во сне иконой, получил исцеление.
Чудо было поразительно. Когда слух о нем дошел до императрицы Анны Иоанновны, она пожелала лично видеть исцеленного. Псаломщик был представлен императрице в Измайловском дворце и освидетельствован врачами, которые и признали чудесное исцеление.
Икона Одигитрия Костромская
В Костромском Богоявленском монастыре, на стене юго-западной башни, в 1672 году написана была икона Богоматери Смоленской. Спустя 107 лет после того, в 1779 году, 13 мая, случился в Костроме страшный пожар, от которого сильно пострадал весь город, а также и Богоявленский монастырь.
Особенно сильному действию пламени подверглась юго-западная башня монастыря, на стене которой изображена была Смоленская икона Богоматери, но икона и даже деревянный киот ее остались невредимыми.
С этого времени началось особое чествование этой иконы со стороны местных жителей. В 1824 году в башне была устроена церковь во имя Смоленской Богоматери с особой полуциркульной пристройкой в стене, на которой изображена чудотворная икона. В этой церкви и находится чудотворный образ.
Другие списки с чудотворной Смоленской иконы.
Чудотворные и особо чтимые списки со Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии имеются еще в следующих местах:
- в Троице-Сергиевой лавре, против раки прп. Сергия; пред этой иконой, по преданию, молился сам преподобный Сергий;
- в Свято-Троицкий Макариево-Унженский мужском монастыре в городе Унже Костромской области;
- в Богородицкий Игрицкий мужской монастырь Костромской области;
- в Воскресенском соборе в городе Шуи;
- в Свято-Троицкий монастырь в Муроме;
- в Кирилло-Белозерский монастырь в Вологодской области;
- в Святогорском Успенском монастыре в п. Пушкинские Горы Псковской области;
- и др.
Молитва Смоленской иконе Божией Матери
О, чудесная и возвышенная над всеми существами Царица Богородица, Христа Бога нашего Мать, Пречистая Одигитрия Мария!
Послушай нас, грешных и недостойных, молящихся и приходящих к Тебе в этот час с мольбами и слезами перед Пречистым образом Твоим, и с умильными словами говорящих: выведи нас из бездны страстей, благосклонная Одигитрия, избавь нас от всякой скорби и горя, обереги от всякой опасности и коварных клевет, и от неправедных и злобных наветов врага.
Ты, благодатная Мать наша, можешь не только сохранить народ Твой от всякого зла, но и обогатить его всякими благодеяниями и спасти. Ведь у нас нет иных предстательниц в бедах и трудностях, и нет более теплых ходатайниц перед Сыном Твоим, нашим Господом Иисусом Христом.
Моли Его, Владычица, спасти нас и даровать Небесное Царство, чтобы, спасенными Тобой, мы могли прославлять Тебя и вечно, как виновницу нашего спасения, восхвалять святое великолепное имя Отца, Сына и Святого Духа, Троицу, которую мы прославляем и поклоняемся во веки веков. Аминь.
Акафист Смоленской иконе Божией Матери
Кондак 1
Избраннейшая из всех родов Божией Матери и Царица, Пресвятая Одигитрия! Мы, спасенные благодатью рождения Христа, Сына Твоего, и направляемые на путь спасения под Твоей материнской заботой, приносим благодарное пение.
Ты, милостивая заступница и путеводительница, освобождай нас от всех бед и направляй к Царствию Небесному тех, кто с радостью взывает: «Радуйся, Богородица Одигитрия, надежда христиан!»
Икос 1
С небесного голоса, мы взываем к тебе, Чистая Одигитрия: радуйся, благодатная Мария, наполни наши души радостью и благоговением, чтобы мы с чистым сердцем могли принести тебе слова:
Радуйся, избранная Богом Отцом;
Радуйся, неискусимая Матерь Бога Сына.
Радуйся, священная обитель Бога Духа Святого;
Радуйся, явление Троичной Тайны.
Радуйся, удивление ангельских разумов;
Радуйся, украшение рода человеческого.
Радуйся, соединившая небесных и земных;
Радуйся, открывшая земному роду врата Рая.
Радуйся, небесная лестнице;
Радуйся, богоприимное пристанище.
Радуйся, несгораемая купина;
Радуйся, святое жертвенное престола.
Радуйся, Богородица Одигитрия, надежда христиан.
Фото Смоленской иконы Божией Матери
Литература
- Богоматерь. Описание Её земной жизни и чудотворных икон. Сказания о чудотворных иконах Богоматери. Поселянин Е. Н. Июль // — В 2 кн. М.: Отдых христианина, 2002. ISBN 5-902040-19-1.
- Журнал Московской Патриархии Октябрь (№ 10) 1979 г. Праздник Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрии» в Новодевичьем монастыре в Москве. Протоиерей Леонид Кузьминов.
- Костромские епархиальные ведомости. – 1892. – № 16. – Ч. неофиц. – С. 392-400.
- Журнал Московской Патриархии. Тихвинская и Смоленская иконы Божией Матери. Богословский Т. М. // 1945, Январь (№ 1). — С. 37—40. — ISSN 0132-862X.