Икона Севастийских мучеников
Сорок мучеников Севастии (Латинская Себастия) в так называемой Малой Армении (ныне Сивас, Турция) были мучениками в 320 году до н. э. в городе Себасте во время правления императора Лициния. Они были солдатами римского легиона Legio XII Fulminata, который можно перевести как двенадцатый молниеносный Легион, известный своей храбростью.
История
Древнейшее сообщение о существовании и мученичестве Сорока Севастийских мучеников было дано епископом Василием Великим (Василием Кесарийским) (370-379) в проповеди в день их мученичества. Таким образом, праздник Сорока мучеников старше самого Василия, совершившего жертвоприношение через пятьдесят-шестьдесят лет после смерти. Кроме проповеди Василия Великого сохранились проповеди Григория Нисского, Ефрема Сирийского, а также Сирийские, греческие и латинские биографические предания. Все они подтверждают достоверность легенды.
В 313 году император Константин Великий подписал Миланский эдикт, который положил конец гонениям на христиан и гарантировал свободу вероисповедания всем гражданам империи. Однако его соправитель, император Лициний (308-324), продолжал преследования в провинциях, где он был правителем.
Основной сюжет легенды произошел в 320 году, в холодную зиму, когда император приказал принести жертву идолам. Сорок христианских солдат Legio XII Fulminata отказались выполнять приказ императора. Полководец пытался убедить их, обещая богатство или славу, но они оставались твердыми в своей вере во Христа.
За свою упрямую веру они были заключены в тюрьму, подвергнуты допросам, жестоким пыткам, а затем император снял с них одежды и оставил стоять морозной зимой на замерзшем озере недалеко от города. И чтобы сделать эту пытку еще более мучительной, на берегу озера затопили горячую паровую баню, которая должна была соблазнить их отречься от своей веры.
Но воины ободряли друг друга и страдали с непоколебимым умом и сердцем, вознося Бога и молясь:
Господи, сорок воинов здесь, в битве за веру, готовы умереть за тебя, дай благодать всем сорока, число которых ты освятил своим святым постом, чтобы мы получили венцы славы.
И Господь услышал их молитву и явил свою чудесную силу.
Стражник, стоявший у окна, вдруг увидел необыкновенный голубой свет, освещавший все пространство, где стояли мученики. Ему показалось, что ангелы слетели с небес и держат венцы над головами мучеников. Стоя в изумлении при виде этой сцены, он заметил, что ангелов было всего тридцать девять, а мучеников — сорок. И как только он подумал об этом несоответствии, вдруг один из сорока, молодой человек, охваченный болью, бросился к окну и попросил стоявшего там охранника впустить его. Он склонился перед алтарем ложных богов и погрузился в теплую воду. Но сердце его не выдержало этой перемены и разорвалось. Таким образом, в стремлении спасти свою земную жизнь, он принес в жертву вечность и потерял земную.
Стражник-язычник увидел это и, внезапно просветленный Духом Божьим, поверил. Он быстро стянул с себя одежду, снял доспехи и с исповеданием веры на устах ступил на лед между мучениками. В этот самый момент сороковой ангел слетел с небес с сороковым венцом славы.
Замерзшие, скрюченные тела Сорока мучеников, все еще проявлявшие признаки жизни, были брошены в большой огонь, сожжены, а пепел брошен в реку. Христиане, однако, собрали драгоценные останки, и мощи были распределены по многим городам. Таким образом, почитание Сорока Мучеников стало широко распространенным и в их честь были воздвигнуты многочисленные церкви.
Значение
Зрителя, скорее всего, привлечет необычный вид группы из сорока мужчин разных возрастов и желаний, которые, сложив руки в молитве, стоят на замерзшем озере. Несмотря на то, что резкий мороз причиняет им почти невыносимые страдания, их лица выражают решимость, и их взгляды сосредоточены на солдате, стоящем посередине.
Слева (справа) мы видим здание, где была приготовлена паровая баня для тех, кто хотел бы отказаться от своей веры во Христа и принести жертву языческим идолам. Через открытую дверь входит человек, который не перенес страданий и предал свою веру. За этот поступок он заплатил жизнью. На переднем плане страж, который решил стать христианином и присоединиться к мученикам. Над головами мучеников зритель может увидеть сорок царских корон, венцов мученичества. Христос Пантократор благословляет всю сцену с небес.
В чём помогают святые
Наиболее часто святым молятся в следующих случаях:
- чтобы избавиться от отчаянья;
- для обретения стойкости, мужества;
- чтобы преодолеть беды и преграды на жизненном пути;
- для сохранения и возврата веры.
Молитва
О страстотерпцы Христовы, во граде севастийстем мужественно пострадавшии, к вам, яко молитвенникам нашим усердно прибегаем и просим: испросите у Всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем страшному судищу Христову и вашим предстательством одесную Праведнаго Судии предстанем.
Ей, угодницы Божии, будите нам, рабам Божиим (имена), защитницы от всех враг видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последнего дне жизни нашея, и тако прославим великое и достопоклоняемое имя Вседетельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Храмы, посвященные Сорока мученикам, мы можем найти в Севастии и Кесарии. В Иерусалиме, в храме Гроба Господня находится часовня Сорока мучеников. Им посвящены монастырь Ксиропотам на Афоне и церковь Сорока святых мучеников 13 века в Велико-Тырново, Болгария.
В сирийском городе Алеппо армянский собор посвящен Сорока мученикам. В храме Святой Софии в Охриде в современной македонской Республике и в Киеве находятся их иконы, датируемые XI и XII веками. В Риме молельня VIII века посвящена Сорока мученикам, а в храме Санта Мария Антика мы можем найти фрески, которые изображают их историю.