Икона Георгия Победоносца

При серьёзном изучении икон быстро понимаешь, что не нужно путать житие святых, прославляемых в Восточном Православии, с реальной историей. Хотя процентное соотношение фактов и вымысла варьируется от одного святого к святому, некоторые — полностью вымышлены.

Икона святого, которую мы сегодня обсудим, одна из самых выдающихся, и была известна не только в России, но и во всем допротестантском христианском мире — Святой Георгий Победоносец.

икона Георгия Победоносца

Существовал ли Георгий Победоносец?

Как это ни парадоксально, но Георгий также является одним из самых вымышленных святых. Существовал ли он вообще? Саманта Рич в своей книге “Святой Георгий: герой, мученик и миф» пишет:

Нет такого аспекта жизни Святого Георгия, который был бы неоспорим, будь то место его рождения, род занятий, год его смерти или подробности его пыток.

Это правда, что если мы исследуем все ранние документы, якобы рассказывающие о жизни Георгия, мы обнаружим массу противоречивых несоответствий. И снова, как пишет Рич:

В результате ни один из конкурирующих лагерей не в состоянии предложить по-настоящему убедительное объяснение того, кем был Святой Георгий или действительно ли он вообще существовал.

Что мы действительно знаем, так это то, что церкви были посвящены Георгию с самого начала христианства. И что, как святой мученик, он пользовался большим уважением. Рассказы о нём и его чудесах только умножались в экстравагантности. Так или иначе, Георгий стал известен как военный святой, поэтому его обычно изображают в доспехах.

Его самый популярный образ, конечно же — убийца дракона, как на этой новгородской иконе 1400-х годов:

икона Георгия победоносца с аукциона
Икона Святого Георгия. Новгородская школа XV век. 28 x 21,5. Цена: 72 тысячи долларов. Jackson’s. 15.11.11. Лот №223 Источник: jacksonsauction.com

4 типа изображения Георгия

Георгий Победоносец обычно изображается на иконах таким образом:

  1. Стоя без доспехов или оружия, как в Деисусе.
  2. Стоя с доспехами и оружием, как в своих отдельных иконах, так и с другими святыми.
  3. Как истребитель драконов.
  4. Как спаситель мальчика, захваченного мусульманами (этот тип часто сочетается с типом Георгия, как истребителя драконов).

Без доспехов

Вот пример первого типа — панель иконостаса, на которой изображен Георгий в мантии, но без доспехов и оружия. Изображение на этой иконе было обнаружено после удаления слоев краски, чтобы выявить самый ранний слой. Следы наложения всё ещё можно увидеть. Обратите внимание, в частности, на более поздний слой в правом верхнем углу — он содержит имя Святого:

Георгий без доспехов
Источник: jacksonsauction.com

В доспехах, с оружием

Вот пример второго типа. Просто нарисованная икона, изображающая слева трех святых покровителей супружеской верности — Самона, Авива и Гурия, а справа — Георгия в римских доспехах с копьем, пророчицу Анну (ту, что со встречи Христа в храме в младенчестве) и монахиню Евдокию. Иисус, благословляет с облаков над головой.

Георгий со святыми икона
Источник: jacksonsauction.com

Убийца дракона

Теперь мы подходим к широко распространенному изображению Георгия как убийцы дракона:

Икона Георгий победоносец убивает змея
Источник: jacksonsauction.com

Это очень приятно стилизованная икона, изображающая Георгия, бьющего копьем лежащего дракона. Во дворце справа Король и Королева смотрят на это, как и их спасенная дочь Елисава, стоящая внизу. В верхнем левом углу Христос благословляет с облаков, в то время как ангел спускается, чтобы возложить корону победы на голову Георгия. Это тип икон, в котором Георгию обычно дают его стандартное имя — «Георгий Победоносец».

Это старая знакомая история о драконе, которого нужно было умиротворять — периодически кормить, бросая жребий, кого отдать монстру. Жребий падает на дочь языческого короля, но появляется герой Георгий. Он побеждает и ранит дракона, который в иконической версии затем был привязан и отведён спасенной принцессой в город. Там Георгий говорит населению, что если оно обратится в христианство, то он убьёт дракона, что он и делает после их согласия.

Нетрудно заметить, что то же самое мы находим и в мифологии, и в сказках. Мы можем вспомнить греческую историю о Персее, спасающем принцессу Андромеду от морского чудовища, на глазах у её родителей. И конечно, для прототипов героя-воина в римских доспехах верхом на лошади, поражающего копьем драконоподобное существо, нам не нужно смотреть дальше египетских изображений бога Гора, сражающегося со злым богом Сетом в форме крокодила, как на этом изображении из 300-х годов:

Гор убивает крокодила

Многие современные восточные православные склонны теперь видеть в иконе «Георгий и дракон» символ победы Добра над Злом или Христианства над язычеством. Но, конечно, до наших дней православные верующие придерживались вполне буквальной интерпретации, в которой настоящий герой Георгий убил настоящего дракона и спас настоящую принцессу. И конечно, есть еще консервативные восточные православные, которые воспринимают икону как историю, точно так же, как они считают, что миру всего несколько тысяч лет. В любом случае, самая ранняя текстовая версия истории «Георгия и дракона» датируется 1100-ми годами.

Давайте взглянем на другой пример этого типа:

Георгий победоносец старообрядческая икона
Источник: jacksonsauction.com

Мы видим, что вещи немного перемещаются, и мелкие детали меняются от примера к примеру, но основная концепция остается прежней. Тем не менее, обратите особое внимание на этот пример. Поднятая правая рука Святого Георгия, которая держит копье:

Георгий победоносец рука с копьем
Источник: jacksonsauction.com

Внимательный исследователь икон заметит, что, помимо копья, на руке также изображены пальцы в положении благословения, употребляемом старообрядцами, и употребляемом ими как знак «истинной веры» в противоположность Государственной Русской Православной Церкви, которая в середине 1600-х годов приняла иное положение для пальцев.

Итак, эта маленькая деталь на руке говорит нам, что художник хотел, чтобы все знали, что это была «старообрядческая» икона. И на самом деле, большинство «традиционных» икон, написанных в стилизованной манере, которые мы находим в 18, 19 и начале 20 веков, были написаны старообрядцами или для них. Государственная церковь переняла западническую и более реалистическую манеру росписи икон, но старообрядцы упорно придерживались стилизованной манеры, столь популярной сегодня среди коллекционеров и любителей икон.

Вот еще один пример Великомученика Георгия Победоносца:

Георгий убивает дракона со сценами
Источник: jacksonsauction.com

Этот прекрасно нарисованный пример не только включает в себя обычного дракона, но и добавляет четыре сцены из рассказа о мученичестве Георгия.

Спаситель мальчика

Как упоминалось ранее, есть также четвертый тип, изображающий Георгия на белом коне и мальчика, едущего с ним. Этот мотив встречается в основном в греческой иконографии и в регионах, находящихся под ее влиянием, а также на Балканах. Мы можем назвать это мотивом «спасенного мальчика». Вот пример иконы, которая сочетает в себе «спасенного мальчика» с обычной сценой «дракона».

Георгий с мальчиком икона

Георгий Победоносец изображен на белом коне, но с ним мальчик. На некоторых примерах мальчик находится под мышкой у Георгия, на других — он сидит на лошади позади. Мальчик обычно держит в одной руке чашку или миску, а в другой — узкогорлый кувшин с носиком. Некоторые примеры также дают ему длинное полотенце через плечо.

Эта история «спасенного мальчика», по-видимому, восходит к 11-му веку. В ранней версии, она рассказывает, что в монастыре Святого Георгия в Пафлагонии, регионе, граничащем с южным побережьем Черного моря, жил красивый мальчик-слуга. Был налет мусульман, которые захватили мальчика. Из-за внешности его оставили в живых и заставили работать слугой вождя.

Желая спастись, мальчик молился Святому Георгию, который пришел однажды ночью, чтобы спасти его, унося его на лошади. В ту же ночь Георгий оставил мальчика там, где он заснул. Проснувшись, он обнаружил, что находится в том же монастыре Святого Георгия, из которого его забрали арабы.

Во второй версии истории мальчик назван в честь Святого Георгия и в 20 лет становится солдатом византийской армии. Затем он идет сражаться с болгарами и другими, вторгающимися с севера. Георгий захвачен болгарами и отдан на службу их королю. Когда наступает канун Дня памяти святого Георгия, мать мальчика молится в церкви Святому Георгию о его освобождении. Святой Георгий появляется как раз в тот момент, когда юноша приносит королю кувшин с горячей водой и полотенце. Святой берет юношу на коня и возвращает его в семью.

В третьей версии мальчик живет в Митилини на греческом острове Лесбос. Сын вдовы (в отличие от второй истории, где у него есть и мать, и отец). В День Святого Георгия мусульмане с Крита уносят его из церкви и отправляют служить Эмиру. Тем временем мать мальчика целый год молилась о его возвращении. Она молится в День святого, когда её сын в то же самое время далеко-далеко собирается подать Эмиру вина. Вдруг появляется святой Георгий на белом коне и отвозит мальчика домой, в Митилену.

Георгий с мальчиком 2

Выводы

Итак, разобравшись со всем этим, был ли на самом деле Святой Георгий? Мы знаем, что были ранние церкви, посвященные ему, и надпись, упоминающая его среди святых, еще в 323 году до н. э. Но мы также знаем, что самое раннее описание его жизни полно обычной агиографической сумасбродной чепухи и не может считаться историческим.

Есть различные места, утверждающие, что имеют физические реликвии (то есть кости/части тела) Святого Георгия, но там исторически процветала торговля поддельными реликвиями, так что это ничего не значит.

Всё, что мы можем сказать, это то, что почитание святого по имени Георгий, который считался мучеником, существовало к VI веку. Но когда мы ищем какую-либо определенную или окончательную информацию о деталях в жизни реального человека, то мы не находим ничего, и поэтому Святой Георгий остается, по словам Саманты Рич, «олицетворенной загадкой».

Вряд ли имеет значение, был ли когда-либо настоящий Святой Георгий, потому что не осталось никакой достоверной информации о нем, просто масса экстравагантных, сфабрикованных дел и чудес этого святого, который когда-то был «чрезвычайно популярен» на всем пути от Ближнего Востока до Британских островов, в Северной, Южной Европе и, конечно, во всех греческих и славянских государствах.

Реальное значение Георгия в жизни славянских крестьян было как у мифического героя «Егория Храброго» — воинственного защитника скота от волков и медведей, связанного не только с благополучием лошадей, но и с озеленением травы после зимы и выпасом скота. Святой Георгий стал своего рода Богом природы, как пророк Илия, чья колесница, катящаяся по небу, производила гром. Георгий был, по русским крестьянским преданиям, тем, кто приносит весну.

Видео, в котом т/к ТВ3 рассказывает о Святом Георгии Победоносце:

Добавить комментарий